МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Четыре стадии тренировки слухового восприятия ребенка с нарушением голоса

Рубрика: Голосовая терапия

Существует четыре стадии тренировки слухового восприятия ребенка с нарушением голоса: 1) развитие способности различать дефекты речи других людей; 2) обучение умению улавливать выраженные нарушения; 3) обучение умению различать незначительно выраженные нарушения; 4) развитие способности слышать собственный голос.

1. Ребенок узнает об отклонении голоса от нормы у других людей

На этой стадии ребенок узнает, что существуют дефекты голоса. Логопед демонстрирует ребенку тот или иной дефект голоса и отмечает его отличительные черты. Затем логопед произносит звуки, слоги, слова и предложения, в некоторых из которых есть дефекты. Ребенок определяет эти дефекты, например, отмечает, когда голос логопеда звучит хрипло. Правильность определения оценивают в баллах. Логопед может прочесть текст, где заранее подчеркнуты гиперназальные гласные. Ребенок внимательно слушает и в своем экземпляре текста отмечает услышанные им гиперназальные звуки [Van Riper, 1978]. Важное значение имеет продуманная система поощрения ребенка за достигнутые успехи. Black (1970) предложил следующую методику, которую мы считаем вводной в курсе голосовой тренировки. Логопед демонстрирует детям различные типы голосов: гиперназальный, придыхательный, скрипучий и приятный. Детей просят что-нибудь сделать, например, дотронуться до своего носа, если логопед скажет это приятным голосом. Когда он говорит измененным голосом, дети не должны двигаться.

Baynes (1967) развивал умение детей отличать голосовые отклонения у других детей и определять различия между свойствами голоса путем прослушивания голосов друг друга. Он делал короткую запись голоса каждого ребенка. Затем дети прослушивали запись голоса одного из них и должны были определить, кто это. Таким же образом детей учили отличать тихий голос от громкого и высокий от низкого. За каждый правильный ответ ребенок получал одно очко, которое записывали в специальную зачетную книжку.

Skelly и соавт. (1971) обучали детей на слух различать гиперназальность. Они демонстрировали одним детям записи гиперназальной речи других детей и таким образом обучали их распознавать гиперназальные звуки сначала у других, а затем и у себя.

Ребенок учится различать выраженные нарушения голоса у других людей. На второй стадии тренировки слухового восприятия обучают различать выраженные отклонения от нормы. Логопед объясняет характерные черты правильного и неправильного голосообразования. Ребенка просят отличить их с помощью методики «одинаковые—разные». Для этого логопед произносит пару каких-то звуков, а дети должны ответить, одинаковые они или разные. В некоторых парах оба звука правильные, в некоторых — один правильный, другой неправильный, а в третьих — оба неправильные. Можно использовать и магнитофонную запись.

При использовании методики «одинаковые—разные» сначала следует использовать больше различающиеся пары, так как гораздо труднее установить, что два одинаковых звука одинаковы, чем два разных звука различны [Bindra et al., 1965]. Ребенок добьется большего успеха в начале лечения, если ему предлагать установить различие в парах с разными звуками.

Применительно к детям моложе 6 лет эту методику нужно использовать с осторожностью. Beving (1973) просили три группы детей (средний возраст 4, 5, 6 и 8 лет) выполнить два задания с предложенными им парами ничего не значащих слогов. Сначала их просили отличить одинаковые пары и разные, затем повторить подобранные пары. Во всех возрастных группах дети примерно с одинаковой точностью повторяли пары слогов, но 4,5-летние дети значительно хуже подбирали пары, видимо, потому, что не до конца понимали суть задачи. Suzuki и соавт. (1976) обнаружили, что дети в возрасте около 4 лет с трудом выполняли тест «одинаковые—разные», когда слоги просто произносили, но дела пошли лучше, когда пары сопровождались показом картинок.

Дети в возрасте 5 лет одинаково хорошо ориентировались в обоих случаях. На следующем этапе ребенка просят определить, что правильно и что неправильно в паре, которую ранее использовали в тесте «одинаковые—разные». Например, он слушает пары и отмечает, что первая часть пары неясная, а вторая — чистая или вся пара неясная. Eisenson и Ogilvie (1977) установили, что ребенка можно научить узнавать нормальный назальный резонанс в парах слов и парах предложений. Одно слово или одно предложение из пары должно содержать звуки м, н, которые в норме назальны. Ребенку демонстрируют и объясняют суть нормального и измененного назального резонанса. Затем логопед использует пары слов, в которых одно слово содержит назальный согласный, например: мор—бор, мир—тир, нос—лось.

Ребенок учится различать легкие нарушения голоса у других людей Третьим этапом тренировки слухового восприятия является обучение умению различать незначительные отклонения от нормы. Ребенок должен научиться различать как минимум три выбранных уровня голосовых нарушений. Степень различия между уровнями уменьшают по мере того, как ребенок набирается опыта. Постепенно он должен научиться улавливать очень тонкие различия. Логопед демонстрирует ребенку три уровня и объясняет их основные характеристики. Например, он записывает три гласных звука с разной высотой тона: высокой, средней и низкой.

Ребенок должен определить, какие звуки высокие, средние, низкие. Логопед демонстрирует чрезмерную гиперназальность, умеренную гиперназальность и нормальный резонанс, умеренную, легкую охриплость и чистый голос.

Мы установили, что эффективность тренировки слухового восприятия возрастает, если звуковой сигнал подкрепляется зрительным. Huffman и McReynolds (1968) также обнаружили, что одновременная подача зрительного и звукового сигналов помогала обучению. Karlovich (1968) попросил молодых людей оценить уровни восприятия чистых тонов, когда они сопровождаются вспышкой света. Он установил, что при одновременной подаче зрительного и звукового сигналов последний казался более громким. Siegel и Allik (1973) изучали кратковременную память у дошкольников, второклассников и пятиклассников. Они обнаружили, что при подаче только зрительного сигнала процент правильных ответов был выше, чем при подаче только звукового. Следовательно, если при обучении пользоваться только звуковыми сигналами, ребенок не всегда может добиться максимального результата. При работе с маленькими детьми звуковые сигналы можно сопровождать показом простых картинок. Имея дело с детьми старшего возраста, звуки и слова можно записывать на специальных картинках, что усилит восприятие звука.

Andrews (1975) предложил метод обратной связи при изучении восприятия громкости, который заключается в сопровождении подачи звука показом картинок, размер которых соответствует уровню громкости. Andrews и Madeira (1977) установили также, что многие дети моложе 8 лет были не способны различать уровни высоты тона.

Авторы показывали детям картинки с изображением большого и маленького сарая, а также крупных и мелких животных. Логопед воспроизводил звуки голоса животных, различающиеся на октаву, и объяснял, что более низкий звук соответствует большому сараю и крупному животному, а высокий—маленькому сараю и мелкому животному. Дети должны были поместить животных в соответствующий сарай.

Тренировка восприятия громкости

При тренировке восприятия громкости у 3—4-летних детей следует пользоваться парами слов, где первое слово громче второго. Carter, Ricker и Corsini (1972) изучали восприятие громкости детьми 3, 4 и 5 лет. Они использовали парные звуковые сигналы, похожие на белый шум, длительностью 2 с с интервалами в 1 с. Всего было три пары звуков: первая — громкостью в 40 и 59 дБ, вторая — 50 и 77 дБ и третья — 70 и 82 дБ. Ребенок определял, какой звук громче, а какой тише, указывая на один из репродукторов. Пары повторяли два раза. Сначала ребенка просили сказать, какой звук громче, а затем —какой тише. У 3—4-летних детей возникали большие трудности в тех случаях, когда первый звук был тише второго, чем когда он был громче. У 5-летних трудностей в восприятии не возникало совсем. Таким образом, при обучении восприятию звука детей до 5 лет следует сначала воспроизводить громкий сигнал.

Детей и подростков необходимо специально учить восприятию собственного голоса ,[D. К. Wilson, 1983]. Человек не всегда воспринимает отдельные особенности своего голоса, например его высоту, так, как окружающие [Haskell, Baken, 1978]. Гораздо легче научиться воспринимать свой голос человеку, у которого хорошо развит слух. Человеку с преобладанием зрительного восприятия это сделать труднее, и его надо настойчиво этому учить [Brodnitz, 1981].

Следует помнить, что ребенок сначала слушает, оценивает речь других людей и лишь потом —свою собственную. Поэтому сначала его нужно научить хорошо различать голоса других людей, после этого он может применить полученные навыки к оценке собственного голоса. Для этого используют аудио- и видеозаписи самого плохого, среднего и хорошего голоса ребенка, чтобы показать, каким голосом он должен пользоваться всегда. Как правило, всегда удается найти хотя бы один пример хорошего голоса. Если не удается найти спонтанный пример хорошего голоса, то следует прибегнуть к приему повторения ребенком правильного произношения вслед за логопедом.





Comments are closed.