МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Голосовая терапия, которой «руководит» сам ребенок

Рубрика: Голосовая терапия

Самооценка как метод лечения [Rogers, 1942, 1951] помогает ребенку познать самого себя [Matin, 1963]. Thorn (1947) описала использование этой методики при нарушениях голоса и личности. Она установила, что психическое напряжение, неадекватная адаптация к межличностным отношениям, чувство неуверенности при общении и чрезмерно завышенная самооценка могут привести к формированию неправильного голосового поведения. Этот метод позволяет добиться большей терпимости со стороны ребенка и направить его на выполнение соответствующих задач. Логопед определенным образом ограничивает поведение ребенка. Например, ребенку не разрешают ломать игрушку, но логопед с пониманием относится к этому желанию.

Можно возложить на самого ребенка ответственность за определение целей терапии и лечебных процедур. Freedman и Carstecki (1973) описали метод голосовой терапии, который они назвали «терапия, которой руководит сам ребенок». В основе его лежит следующее: ребенку помогают установить и понять те аспекты его поведения, которые он должен изменить, а затем всячески поддерживают его стремление принять на себя ответственность за достижение целей терапии. Авторы рекомендуют, чтобы логопед во время первого сеанса определил и объяснил ребенку те параметры голоса, которые нужно изменить, например, ЧОТ, тембр голоса и громкость, а также разъяснил смысл 10-балльной оценочной шкалы. Мы считаем, что удобнее 5-балльная шкала, где 1 — норма, 2 — слабо выраженное нарушение, 3 — умеренно выраженное нарушение, 4 — тяжелое нарушение, 5 — очень тяжелое нарушение.

Затем голос ребенка записывают на пленку и он оценивает параметры голоса, которые следует изменить. Ребенок выбирает один из этих параметров, ставит целью улучшить его на следующем сеансе и составляет план лечения. На каждом сеансе делают аудио- или видеозапись, оценивают отдельные параметры голоса и выбирают те, на которые необходимо обратить внимание в следующий раз. После того как логопед определил параметры голоса, объяснил и продемонстрировал их ребенку, ребенок может сам успешно устанавливать параметры, требующие улучшения. Мы считаем, что ребенок должен брать на себя как можно больше ответственности за лечение и описанная процедура позволяет успешно решать эту задачу.

Основной принцип этого метода состоит в том, что общение играет ключевую роль в обучении речи. Главный побудительный мотив обучения — добиться общения, а не копирования. Мотивация является результатом взаимоотношений внутри группы. При работе с группой необходимо: 1) определить нужды группы и каждого ее члена; 2) объединить группу путем совместной деятельности; 3) спланировать действия, требующие как вербального, так и невербального выражения; 4) спланировать действия, которые приводили бы к формированию новых речевых навыков и иного поведения; 5) подбирать для конкретного речевого поведения определенную ситуацию. При необходимости можно отрывать данный аспект поведения от конкретной ситуации, но в дальнейшей практике всегда следует привязывать конкретное речевое поевдение к определенной ситуации. Если мы используем метод общения в группе детей с узелками голосовых складок, то эти пять положений должны осуществляться в следующем порядке: 1) устанавливают, от каких форм перенапряжения голоса необходимо избавить эту группу, и идентифицируют конкретные формы перенапряжения у каждого из ее членов; 2) затем группу объединяют путем вовлечения всех ее членов в занятия по прослушиванию голосов, чтобы все были осведомлены о формах перенапряжения у каждого члена группы; 3) организуют различные мероприятия, требующие общения на голосовом уровне и без него (например, игры в спортзале или на площадке);

Вскоре этих детей снова возвращают в группу, с тем чтобы они контролировали громкость своего голоса уже в групповых действиях, например, во время игры в мяч.

« Какова должна быть громкость голоса ребенка? ||| »





Comments are closed.