Десятиступенчатая программа устранения перенапряжения голоса
Рубрика: Голосовая терапияПрограмма устранения перенапряжения состоит из 10 ступеней голосовой терапии и основана на тренировке слухового восприятия. Схему устранения каждого вида перенапряжения заносят в тетрадь ребенка. Успехи ребенка по мере продвижения от 1-й ступени к 10-й отмечают и вознаграждают. В тетрадь маленьких детей можно вклеивать картинки напротив каждого успешно освоенного пункта. Более старшим детям достаточно будет написать «молодец».
Первая ступень. «Я знаю правило, касающееся моего голоса. Мне объяснили, что такое перенапряжение голоса и почему от него нужно избавиться».
Правило обычно гласит: «Не перенапрягай голос». Логопед демонстрирует ребенку отдельные формы перенапряжения, чтобы показать их характерные черты и подчеркнуть важность их устранения. Приступая к работе над той формой перенапряжения, которую необходимо устранить в первую очередь, ее описывают самым подробным образом, используя зеркало, если это необходимо [Azrin, Nunn, 1973; F. В. Wilson, Rice, 1977]. Начинать следует с той формы, которая выражена наиболее ярко и при которой можно быстро добиться эффекта. Johnson (1985) отметил важность точного описания наиболее часто возникающей у ребенка формы перенапряжения голоса.
Логопед и ребенок
Phillips и Могdock (1974) писали: «Желательно вначале сосредоточить внимание на той форме неправильного поведения, которую можно быстрее всего устранить, так как быстрое устранение одной формы перенапряжения голоса является прекрасным стимулом для родителей и для логопеда. Оно усиливает их стремление устранить другие нарушения». Мы рекомендуем начинать работу с устранения крика и вопля.
Следует объяснить ребенку, что многие формы перенапряжения для него вредны, хотя другим детям они могут не причинять особого ущерба. Ребенку разъясняют суть нарушения его голоса и почему от него надо избавиться [D. К. Wilson, 1961]. Иногда ребенку рекомендуют заменять неправильный аспект голосового поведения какой-либо иной формой общения.
Вторая ступень. «Я могу сказать, когда другие люди неправильно используют свой голос».
Логопед и ребенок прослушивают образцы неправильного голоса других людей. Третья ступень. «Я могу сказать, когда другие люди правильно пользуются своим голосом».
Слушают речь людей в различных ситуациях, когда они не перенапрягают голос. Удобнее всего делать это в библиотеке, музее, картинной галерее. Четвертая ступень. «Я могу сказать, когда неправильно пользуюсь своим голосом». В качестве примера можно взять крик [D. К. Wilson, 1977]. Ребенка знакомят с акустическими и кинестезическими аспектами крика, что помогает ему распознавать свой собственный чрезмерный крик. Сначала логопед записывает на магнитофон крик ребенка в различных ситуациях. Затем он вместе с ребенком прослушивает записи для определения акустических параметров крика. Далее логопед знакомит ребенка с кинестезическими аспектами крика. Он просит ребенка читать и говорить с различной громкостью, включая крик.
Используют пять уровней громкости: тихий голос, нормальный, громкий, очень громкий и крик. Каждое предложение ребенок читает или повторяет на 5 уровнях громкости, для контроля используют измеритель уровня громкости. На расстоянии 60—75 см от измерителя громкость этих уровней равна соответственно 60, 70, 80, 90 и 100 дБ. Когда ребенок достигает крика, его просят описать свои слуховые и кинестезические ощущения, особенно в области гортани. Одну из страниц его тетрадки можно озаглавить: «Делаешь ли ты это?» На этой странице помещают картинки с изображением различных форм перенапряжения голоса. Например, картинки могут изображать кричащих, визжащих, радостно вскрикивающих людей. В одних случаях логопед доводит эти формы перенапряжения до сознания ребенка, просто описывая их и указывая на них в конкретной ситуации; в других случаях он может использовать магнитофонные записи [D. К. Wilson, 1961]. Flower и Fortney (1983) предложили использовать кукол для придания большей естественности ситуациям. Мы используем кукол для изображения людей, которые говорят слишком много, слишком громко и т. п. Во многих случаях большую пользу оказывает ларингофон. С его помощью определяют нежелательные акустические аспекты голоса, исходящие из гортани. Микрофон подсоединяют к усилителю и ребенок слушает свой голос через наушники. Этот метод можно использовать для выявления и последующего уменьшения или устранения дикротической дисфонии, твердой голосовой атаки, чрезмерного придыхания, провалов высоты тона, привычного кашля, откашливания. Можно также пользоваться стетоскопом.
Сравнительно просто обратить внимание ребенка на резко выраженные формы перенапряжения голоса, однако это довольно трудно сделать, когда речь идет о некоторых непроизвольных формах. Например, ребенок может автоматически использовать твердую голосовую атаку, будучи увлечен игрой в карты. При игре с машинами, самолетами и другими игрушками он может автоматически, неосознанно имитировать соответствующий звук посредством напряженной вокализации. Ясно, что в процессе обучения выявлению различных форм перенапряжения голоса у других и у самого себя ребенок начинает узнавать их акустические признаки. Он, например, более четко распознает пронзительность звука своего визга и сопутствующее напряжение мышц шеи, глотки и плеч.
Для устранения конкретной формы перенапряжения голоса следует аккуратно отмечать ее частоту и выраженность. Johnson (1985) показал, что самоконтроль с использованием счетчика позволяет легче осознать и оценить соответствующую форму перенапряжения. Landes (1977) рекомендовал ребенку фиксировать данные о том, сколько раз возникла конкретная ф°Рма перенапряжения в течение недели. Вначале перед ребенком не ставят задачу уменьшить частоту возникновения этих нарушений, а просят его только фиксировать ее. Johnson предложил сначала подсчитывать нарушения в течение короткого периода времени, а затем включать в подсчет и те ситуации, когда эти нарушения возникают чаще всего. Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не охватят все ситуации, при которых наиболее вероятно возникновение перенапряжения голоса.
Автор отметил, что для установления периодов, когда наиболее вероятно перенапряжение голоса, необходимо тщательно анализировать голосовое поведение ребенка в течение всего дня.
Johnson (1985) считает, что в начальном периоде лечения логопед должен ежедневно звонить ребенку. Эти звонки будут стимулировать его и подчеркивать заинтересованность логопеда в успехе лечения. Если ребенок будет знать, что вечером в определенное время ему позвонят, он не будет забывать фиксировать данные в таблице. В дальнейшем, когда он привыкнет регулярно фиксировать все данные, звонки можно постепенно прекратить.
Пятая ступень. «Я могу сказать, когда правильно использую свой голос». Ребенка учат воспринимать акустические и кинестезические ощущения, возникающие, когда он говорит с нормальной громкостью. Их сравнивают с ощущениями, возникающими при тихом разговоре и крике. Измеритель уровня громкости в данном случае помогает продемонстрировать уровни громкости, которым соответствуют те или иные акустические и кинестезические ощущения. Шестая ступень. «Я знаю ситуации, в которых неправильно пользуюсь своим голосом».
Логопед и ребенок обсуждают и выявляют места и ситуации, где возникают те или иные формы перенапряжения голоса. Это очень важно, так как некоторые формы перенапряжения возникают только в определенных ситуациях, например, во время спортивных состязаний, на игровой площадке, при игре с определенными игрушками. Установление связи между конкретными формами перенапряжения и определенными действиями может стать крупным шагом в направлении их устранения. Седьмая ступень. «Я знаю ситуации, в которых правильно использую свой голос».
Ребенок составляет список ситуаций, в которых не возникает перенапряжения голоса. Например, ребенок не кричит в классе, библиотеке, школе, когда смотрит телевизор. Позже этот список можно расширить, включая в него ситуации, в которых ребенок мог кричать, но не делал этого.
Восьмая, девятая и десятая ступени. Программу закрепления новых навыков составляют вместе с ребенком. Выбирают одну или две ситуации, когда ребенок чрезмерно кричит, в качестве ситуаций, в которых надо избегать крика. Когда ребенок сообщает, что успешно справился с этим заданием, добавляют новые. На этом этапе цель состоит в постепенном уменьшении частоты той или иной формы перенапряжения голоса вплоть до полного ее устранения. Например, Landes (1977) предложил, чтобы ребенок в течение недели фиксировал в таблице частоту возникновения конкретной формы перенапряжения. Затем ребенку разрешают прибегать к ней только 7 раз в день и отмечать это в карте. В последующие одну—две недели это число уменьшают. Если ребенок успешно справляется и с этим, то продолжают снижать частоту, пока он полностью не избавится от данной формы перенапряжения голоса.
Общая схема, представленная выше, может быть соответствующим образом адаптирована для устранения различных форм перенапряжения голоса: крика, визга, чрезмерной разговорчивости, напряженной вокализации, реверсивной фонации, взрывной вокализации, твердой голосовой атаки, кашля, откашливания и разговора в шумной обстановке. Далее мы опишем дополнительные методики, применяемые для устранения наиболее часто встречающихся форм перенапряжения голоса.