МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Использование мимики (пантомимы) в качестве замены голоса при некоторых формах его перенапряжения

Рубрика: Голосовая терапия

Мы обнаружили, что при наличии у ребенка активного стремления к улучшению голоса и использовании взрослыми различных поощрений он успешно заменяет голос неголосовыми средствами обучения.

Мимику (пантомиму) можно использовать в качестве замены голоса при некоторых формах его перенапряжения. Kipnis (1974) утверждал, что мир пантомимы вынуждает человека забыть мир речи. Мимика, по выражению Hamblin (1978), —это молчаливое общение, разговор без слов, в мимике для выражения мыслей и чувств человек пользуется не голосом, а иными выразительными средствами. Мимика очень привлекательна для детей, многие из них принимают участие в пантомимических обращенной к человеку, согните предплечье так, чтобы ладонь, согнутая в форме чашки, оказалась за ухом. Shepard (1971) описал следующие стандартные мимические выражения. Для изображения удивления широко откройте рот, поднимите брови и широко раскройте глаза. Для изображения злости выдвините нижнюю челюсть вперед, углы губ и брови опустите вниз. Для изображения печали опустите уголки губ вниз, не открывая рта, немного приподнимите брови и скосите глаза и, главное, представьте себе что-нибудь печальное. Для изображения радости широко улыбнитесь, поднимите брови и широко раскройте глаза. Для изображения страха приоткройте рот, широко раскройте глаза, но брови не поднимайте. Для изображения удивления нужно открыть рот, как бы произнося о, высоко поднять брови и широко открыть глаза. Необходимо быть уверенным, что «собеседник» хорошо видит ключевые жесты вашей мимики [Hamblin, 1978]. Для обозначения начала и конца мимических движений нужно использовать какой-нибудь выразительный знак. Знак можно подать руками, глазами, грудной клеткой или всем телом.

Пантомиму используют во многих ситуациях в качестве заменителя голоса. Например, при занятиях спортом на открытом воздухе, когда игроки находятся далеко друг от друга и голосовое общение невозможно [Walker, 1969]. Этот автор также привел другие ситуации, в которых пользуются жестами: под водой, в очень шумных местах, в местах, где речь будет раздражать других (на концерте, лекции и т. п.). Hunt и Hunt (1969) в качестве яркого примера жестикуляции привели действия регулировщика на оживленной улице.

Обучение ребенка традиционной пантомиме следует начинать с анализа пантомимических движений, являющихся частью его повседневной жизни. Например, жесты, выражающие, что данная пища ему нравится или не нравится, или нежелание выполнять указание. На втором этапе его просят представить, что он за границей и не понимает языка, на котором там говорят [Walker, 1969]. Ребенок должен показать, что он голоден, хочет пить, спать, что ему жарко или холодно. На третьем этапе Hunt и Hunt (1964) предлагают попросить ребенка изобразить, что он тянет за веревку или роет землю лопатой. Сначала онсмотрит, как кто-то другой делает это, а затем повторяет его действия. Во время пантомимического действия он должен немного утрировать, чтобы другие его правильно поняли. Он может изобразить различную степень усилий — например, тянуть веревку легко, сильно, очень сильно.

Обратите его внимание на положение тела при различных усилиях. Когда он тянет легко, его ноги стоят близко друг к другу. По мере увеличения усилия одну ногу необходимо поставить ближе к веревке и наклонить корпус в сторону движения. На четвертом этапе ребенка просят изобразить более сложную ситуацию. «Представь себе, что ты переходишь реку вброд, пробираешься по глубокому снегу, нюхаешь свежий хлеб, пробуешь что-то горькое» [Walker, 1969].

При обучении ребенка замене голоса жестами нет необходимости осваивать все упомянутые выше четыре этапа; важно обсудить с ним пантомимические движения, которыми он пользуется в повседневной жизни. Попросите ребенка описать неголосовые средства общения, которые он наблюдал. Дайте ему задание найти ситуации, в которых люди прибегают к пантомиме, запомнить их и описать на следующем занятии. Пусть ребенок сам предложит пути использования пантомимы в качестве замены своего голоса. Пантомима может оказаться более приятным занятием, если он будет использовать движения, которые придумал сам, однако логопед должен быть всегда готов поправить его. Обсуждение пантомимических движений поможет ребенку критически посмотреть на свое неправильное голосовое поведение и освоить различные заменители голоса.

Логопед должен составить перечень типичных жестов, используемых в качестве заменителей голоса при различных формах его перенапряжения. Существуют несколько стандартных мимических жестов, изображающих крик, кашель, визг и радостные возгласы. С помощью жестов можно изображать разную высоту тона.

Ребенок может показать на свое горло и отрицательно покачать головой, давая понять, что ему запрещено кричать.

Мимика требует внимательного наблюдения за другими людьми и их деятельностью. Чтобы научить ребенка изображать крик с помощью мимики, нужно дать ему задание наблюдать за людьми в ситуациях, когда они кричат. Научившись этой мимике, он может использовать ее вместо крика.

Мимика может оказаться полезной для людей с психическими нарушениями, помогая им двигаться более непринужденно, свободно выражать чувства и эмоции, концентрировать внимание на поведении других людей [Walker, 1969]. Особенно это касается тех типов мимики, которые передают реакции и мысли, а также выражают чувства и эмоции. Такая мимика содействует изменению поведения сверхагрессивных, слишком болтливых детей и детей, чрезмерно перенапрягающих голос. Balik и соавт. (1976) обнаружили, что обучение мимике уменьшало гиперреактивность у умственно отсталых детей.

Язык жестов можно использовать в ключевых ситуациях во время лечения, а также для самостоятельных занятий с целью устранения вредных голосовых привычек. Его также можно включать в программы, предназначенные для контроля высоты тона и громкости. Kipnis (1974) опубликовал подробную работу о языке жестов, с которой мы рекомендуем читателю ознакомиться более подробно.





Comments are closed.