Контроль над мышечным тонусом и нормализация расположения структур голосового аппарата
Рубрика: Голосовая терапияВ основе адекватного голосообразования лежит сбалансированность мышечного тонуса. Schultz-Coulon (1978) отметил, что голосообразование требует координации движений многих мышц гортани, резонаторной трубы, грудной стенки и живота. Точность координации определяет тембр голоса, т. е. голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц-синергистов и мышц-антагонистов тщательно сбалансирована. Следует избегать как гипертензии, т. е. чрезмерно сильного мышечного тонуса, так и гипотензии, т. е. чрезмерного расслабления мышц.
Большинство детей с доброкачественными заболеваниями гортани говорят в гипертензивной манере, характеризующейся напряжением мышц губ, языка, шеи, глотки, часто плеч и иногда всего тела [D. К. Wilson, 1977]. В основе функциональных нарушений голоса, включающих неполное смыкание голосовых складок, лежит гипотензия. В типичных случаях голос имеет придыхательный оттенок. Целью терапии в этих ситуациях, является достижение плотного смыкания голосовых складок с помощью усиления мышечного тонуса. Moore (1983) подчеркнул важность упражнений, направленных на уменьшение гипертензивной фонации. Сюда входят фонация при зевании — вздыхании, инициация гласных на вдохе, придыхательная фонация и-жевательный метод. Автор также отметил необходимость увеличения эффективности фонации за счет уменьшения утечки воздуха и устранения чрезмерного плотного закрытия голосовой-щели.
По мнению Nichols (1977), одной из целей голосовой терапии у людей с гипер- и гипотензивными нарушениями голоса должен быть контроль над мышечным тонусом и нормализация расположения структур голосового аппарата.
Логопед должен научить пациента изменять силу и длительность сокращения мышц, лежащих в основе функционирования голосового механизма. Мы считаем, что жевательный метод и постепенная релаксация помогают детям уменьшить напряжение мышц, а толкательный метод способствует увеличению мышечного тонуса. Для устранения узелков голосовых складок очень важно снять напряжение мышц грудной клетки, гортани и лица. При хриплом голосе необходимо добиться расслабления наружной мускулатуры гортани и глотки [Van Riper, Irwin, 1958]. Boone (1973) констатировал, что устранение чрезмерного мышечного напряжения улучшает голос ребенка.
Мы рассмотрим два аспекта коррекции дисбаланса мышечного тонуса: 1) терапию гипертензии и 2) терапию гипотензии. Нормализация мышечного тонуса помогает предотвратить перенапряжение голоса и часто спонтанно приводит к использованию правильной высоты тона [Brodnitz, 1966] и громкости. Гипертензия, как правило, проявляется слишком высоким голосом., а гипотензия — чрезмерно низким голосом.
Коррекция гипертензии является одной из самых важных задач голосовой терапии [Brodnitz, 1971а]. Perkins (1957) отмечал, что в процессе терапии пациента надо научить восприятию кинестезических ощущений, характерных для нормального голоса, а также научить его чувствовать, когда глотка расслаблена и раскрыта для эффективного голосообразования.
Мы считаем, что наружные мышцы должны быть как можно более расслаблены и что основную работу должны выполнять внутренние мышцы гортани. Shipp (1975) обнаружил, что при фонации в пределах двух октав у 6 молодых людей амплитуда вертикальных движений гортани значительно варьировалась.
У одного экскурсия гортани составляла 6 мм, у другого— 14 мм. Однако чаще всего амплитуда вертикального движения гортани составляет лишь 2 мм. Shipp и Izdebski (1975) сообщили, что опытные профессиональные певцы используют только внутренние мышцы гортани для соответствующего изменения высоты тона. В то же время неопытные люди при пении используют как внутреннюю, так и наружную мускулатуру. У них гортань опускается при низких звуках и поднимается при высоких [Shipp, 1975]. Таким образом, можно сказать, что при подъеме гортани наряду с внутренними мышцами напрягаются наружные и возникает гипертензия последних. Гортань обычно должна находиться в нижнем положении. По мнению White (1982), этого можно добиться путем уплощения языка. Мы считаем, что лучше обучать пациентов разговаривать без подъема гортани или с очень небольшим ее подъемом, особенно на высоких тонах; такое голосовое поведение характерно для опытных ораторов и певцов.