Негативная практика как метод обучения ребенка правильному использованию голоса
Рубрика: Голосовая терапияНегативная практика — наиболее эффективный метод обучения ребенка правильному использованию голоса. Она представляет собой сознательное подчеркивание нежелательных голосовых навыков, с тем чтобы научиться подавлять их. Мы считаем, что он особенно полезен для устранения перенапряжения голоса, улучшения его тембра и формирования правильного резонанса. Skelly и соавт. (1971) установили эффективность негативной практики в уменьшении гиперназальности у детей со сколиозом. Ladouceur, Boudreau и Theberge (1981) писали, что устранить различные нарушения значительно легче, если сконцентрировать внимание пациента на вредных привычках. Негативная практика позволяет пациенту лучше разобраться в слуховых и кинестезических механизмах нарушения и часто приводит к быстрому и эффективному формированию новых навыков.
Негативную практику рекомендуется применять только под наблюдением логопеда, самостоятельно этого делать нельзя.
Негативная практика во многом напоминает обучение, используемое для избавления от нежелательного поведения. Незнание своего недостатка является одной из причин его прочного укоренения. Именно поэтому ознакомление больного с его недостатком является существенной частью лечения. Aran и Nunn (1977) рекомендовали пациентам смотреть в зеркало во время сознательного воспроизведения дефекта. Пациент медленно и тщательно воспроизводит каждую часть движения. Затем привычное движение прерывают, «ломают» и избавляются от него. Можно таким образом избавиться от чрезмерного напряжения гортани, сознательно вызывая напряжение в этой области.
Негативная практика делится на две стадии: устранение больших дефектов и устранение незначительных дефектов. Это позволяет ребенку овладеть сознательным контролем над нежелательной привычкой, избавиться от нее и приобрести навыки нормального голосового поведения.
Ребенок осуществляет два типа голосообразования: желательное и нежелательное. Например, при нарушении высоты тона очень высокий или очень низкий голос противопоставляют нормальному. При нарушении резонанса резко выраженную гиперназальность противопоставляют нормальному резонансу, слишком большую громкость — нормальной, очень хриплый голос — нормальному.
После того как ребенок овладеет контролем над выраженными дефектами, он приступает к устранению незначительных дефектов. Для этого нормальному голосу противопоставляют, например, легкую, умеренную и тяжелую охриплость. Когда ребенок овладеет контролем над этими дефектами, он сможет сделать сознательный выбор в пользу нормального голоса.
Негативной практикой пользуются осторожно и в ограниченном масштабе для осознанного восприятия ребенком недостатков своего голоса. Эта практика поможет ребенку понять кинестетические и слуховые ощущения, возникающие при неправильном голосовоспроизведении, что в свою очередь способствует их устранению. Этот подход применяют только в рамках общей голосовой терапии. Ребенок должен отчетливо понимать, что негативную практику можно выполнять только под наблюдением логопеда, поскольку иначе она может привести к усилению нежелательных навыков. Перед проведением голосовой терапии логопед должен проконсультироваться с врачом в отношении противопоказаний и объяснить ему суть предполагаемых процедур, чтобы, применяя негативную практику даже в небольших количествах, не нанести вреда ребенку. Она может быть противопоказана некоторым детям с патологией голосовых складок. В ряде случаев помехой могут оказаться психологические моменты, т. е. опасения, что негативная практика возродит старые нарушения и отрицательные реакции как у ребенка, так и у членов его семьи [Flower, 1959]. Тем не менее нам кажется, что при тщательном контроле за негативной практикой она не должна причинять ни физического, ни психологического вреда большинству детей с нарушениями голоса. У нас редко возникали прецеденты, когда нельзя было ее использовать.
В начале лечения мы стараемся узнать, что ребенок любит, а чего он не любит, с тем чтобы использовать эти сведения для негативной практики. Lesaz (1973) предложил составить списки того, что ребенок любит и чего он не любит.
Первый список мы используем для негативной практики, второй —для позитивной. Lesaz выделил следующие категории: цвет, игра, вид спорта, рассказ, песня, домашнее животное, дикое животное, птица, цветок, дерево, время года, месяц, день, время суток, слово, число, город, иностранное государство, автомобиль, программа телевидения, кинофильм, друг, учитель, мужчина, женщина, бутерброд, мороженое, конфета, жвачка, мясо, здание, материал, каникулы, предмет в школе, вид работы. Можно добавлять любые другие категории по желанию ребенка.
Ребенок готов к негативной практике, когда он научился воспроизводить желаемый голос. К этому времени он уже освоил навыки идентификации правильных и неправильных аспектов своего голоса, записанного на пленку. Например, если мы занимаемся такой формой перенапряжения голоса, как твердая голосовая атака, негативную практику можно начинать тогда, когда ребенок научится сознательно контролировать атаку. Его просят воспроизвести твердую голосовую атаку на каком-нибудь слове, а затем нормально произнести это слово.
Очень полезным может быть участие в любительских спектаклях, в том числе кукольных [Halm, 1955]. При изображении того или иного персонажа можно контролировать различные аспекты голоса ребенка, такие как громкость, высота тона, тембр и различные формы перенапряжения голоса. Flower и Fortney (1983) предложили методику, в которой большие куклы говорили громким голосом, а маленькие — тихим. Мы предлагаем ребенку изобразить кого-либо из его окружения, особенно если этот человек говорит слишком громко. Благодаря этому внимание ребенка фиксируется на нежелательном аспекте голоса. В процессе театрализованной игры логопед постепенно обучает ребенка заменять нежелательную привычку более приемлемым навыком.