МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Неправильные громкость и высота тона, влияющие на голос

Рубрика: Причины нарушения голоса

Обычно громкость и высота голоса у детей находятся в пределах допустимых норм, однако некоторые из них ежедневно травмируют голос, периодически разговаривая слишком громко и на слишком высоких тонах. Привычка говорить (или петь) слишком громко вредна для механизма голосообразования. Isshiki и соавт. (1967) показали, что при громкой фонации происходит растяжение трахеи из-за повышения подскладочного давления. По нашему мнению, такое растяжение трахеи приводит к гиперфункции мышц этой области и хроническому перенапряжению голоса.

Schultz-Coulon (1980) считает, что привычка говорить чрезмерно высоким голосом может быть важным этиологическим фактором гиперфункциональной дисфонии. Это особенно справедливо в отношении тех лиц, которым приходится говорить в шумной обстановке и которые вынуждены повышать громкость голоса и его высоту. По данным Feder (1983), повышение громкости голоса в ответ на окружающий шум вредно влияет на голосовой аппарат. Люди, род занятий которых связан с использованием голоса, хорошо чувствуют свой голосовой статус и контролируют громкость, учитывая отрицательное влияние шума.

Взрывная вокализация и твердая голосовая атака

Непрофессионалы в шумной обстановке, напротив, почти автоматически повышают громкость и зачастую не замечают перенапряжения голоса. Stone и Sharf (1973) считают, что повышение основной частоты способствует развитию аберрантного голоса и что чрезмерная громкость голоса играет вторичную роль в возникновении дисфонии. Schultz-Coulon и Fues (1976) также считают, что чрезмерная высота тона играет более важную роль в развитии дисфонии, чем чрезмерная громкость. Они изучали рефлекс Ломбарда у 22 певцов, 34 здоровых лиц контрольной группы и 22 лиц с гиперфункциональной дисфонией. Оба уха исследуемых постепенно маскировали белым шумом и с помощью специального анализатора частоты основного тона измеряли изменение средней громкости и средней высоты голоса при разговоре. Во всех 3 группах громкость возрастала приблизительно одинаково, но в повышении высоты тона была существенная разница: у певцов оно было наименьшим, а у больных с дисфонией — наибольшим. Таким образом, тренированность певцов позволяет им автоматически контролировать рефлекс

Ломбарда и в меньшей степени повышать высоту тона в шумной обстановке, благодаря чему они меньше напрягают голос. Schultz-Coulon (1980) изучал частоту основного тона (ЧОТ) у 71 больного с гиперфункциональной дисфонией. Больным предлагали читать без наушников и в наушниках, которые создавали белый шум с уровнем звукового давления (УЗД) в 100 дБ.

Эти больные реагировали на шум повышением ЧОТ на 4,0±Т,5 полутона. У 37 здоровых людей возрастала значительно меньше — на 3,0 ±1,7 полутона. Schultz-Coulon пришел к выводу, что больные с гиперфункциональной дисфонией часто склонны к чрезмерному повышению ЧОТ в шумной обстановке.

Ниже показано увеличение уровней высоты тона у 18-летнего мужчины в процессе усиления громкости голоса.

Даны четыре уровня громкости: нормальный голос, более громкий голос, очень громкий голос, крик. Этому соответствуют уровни в 70, 80, 90 и 100 дБ [Black, 1961]. Соответственное повышение частоты между каждым из уровней громкости было: 13—17 Гц, 14—38 Гц, 21—74 Гц [Black, 1961; Bracket, 1946; Ptacek, Sander, 1963]. Эти данные следует использовать осторожно, особенно у детей. Приведем пример использования этой информации в конкретной ситуации. Если молодой человек с нормальным голосом и частотой основного тона говорит с громкостью в 70 дБ и повышает голос до 80 дБ, то высота голоса повышается с 13—17 до 136—142 Гц. Если возникает необходимость говорить очень громко и он повышает громкость до 90 дБ, то высота тона возрастает еще на 14—38 Гц, т. е. до 152—180 Гц. При крике его голос усиливается до 100 дБ, а высота тона возрастает еще на 21—74 Гц, т. е. до 173— 254 Гц.






Comments are closed.