МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Программа устранения привычного кашля и откашливания и Программа обучения подростков выражению радости без напряжения голосовых мышц

Рубрика: Голосовая терапия

Откашливание и кашель необходимо уменьшать, так как полностью избавиться от них невозможно [D. К. Wilson, 1977]. После того как ребенок прошел первые 4 ступени, он уже подготовлен к уменьшению привычки кашлять и откашливаться. Ему объясняют, что кашлять и откашливаться нужно легко, без усилий, с придыхательной инициацией. Zwitman и Calcaterra (1973) описали метод бесшумного кашля и откашливания: «Когда у пациента появляется потребность кашлять или откашляться, ему рекомендуется „выталкивать» воздух из легких, стараясь делать это бесшумно… Бесшумный кашель, по-видимому, вызывает меньшее напряжение голосовых складок, чем обычный кашель».

Azrin и Nunn (1977) разработали программу устранения привычного кашля и откашливания. В ее основу положен принцип поддержания ровного дыхания, которое не должно прерываться ни на секунду. Пациент должен дышать ртом через слегка открытые губы. Когда возникает чувство першения и сильное желание откашляться или покашлять, его следует подавить, делая равномерные вдохи и выдохи, пока першение не исчезнет. Когда в горле возникает ощущение сухости или раздражения, нужно выпить глоток жидкости и тем самым предотвратить кашель и откашливание.

Программа обучения подростков выражению радости без напряжения голосовых мышц

Необходимо научить ребенка или подростка говорить громко без напряжения. Особенно трудно обуздать радостные возгласы но время спортивных состязаний. Детям, чей голос был оценен в 2 балла и выше по карте «Голос» системы Баффало III, следует избегать радостных возгласов.

Uris (1962) разработал программу обучения подростков выражению радости без напряжения голосовых мышц с переключением напряжения на мышцы живота, для которых оно безвредно. Он предложил следующие упражнения для групповых занятий с подростками.

1. Дышите ритмично и глубоко. На вдохе расслабляйте не мышцы грудной клетки, а живота, на выдохе напрягайте их. Вся группа дышит в унисон и по команде несколько раз говорит ха.

2. Громко произносите слоги, начинающиеся на х: хай, хо, хи; хай, хо, хи.

3. X опустите и повторяйте гласные без х, стараясь добиться такого же чувства расслабления, как и с х.

4. Положите руки на живот, без усилий сделайте глубокий вдох и затем выкрикните pa, pa, ра. При каждом ра брюшная стенка сначала сокращается, а затем расслабляется. Без всякого усилия со стороны гортани восклицания усиливают до такой, степени, чтобы удовлетворить самого неистового болельщика.

Andrews и Shank (1963) советовали крикунам правильно дышать, чтобы иметь достаточное количество воздуха для расслабленного голосообразования без мышечного напряжения.

Авторы подробно объясняют, как должны вести себя крикуны:

1. Для выкриков необходимо больше воздуха, чем для обычного разговора, поэтому следует быть уверенным, что количества воздуха достаточно. Для этого нужно полностью заполнить легкие, сделав глубокий вдох. Двигаться должны передняя и боковые поверхности нижнего отдела грудной клетки, но не шея и плечи. Следует контролировать выход воздуха и избегать выкриков, когда в легких нет достаточного количества воздуха.,

2. Необходимо избегать напряжения гортани, шеи и плеч. Для этого расслабленно и легко улыбаются.

3. Не следует кричать при обострении аллергических заболеваний, инфекциях верхних дыхательных путей, при сильном утомлении.

Для того чтобы избавить ребенка от напряженной вокализации во время имитации звуков автомобилей или самолетов, бывает необходимо использовать специальные приемы. Логопед и ребенок изображают звуки гоночных машин, прибегая к напряженной вокализации, все это записывается на пленку. Затем логопед воспроизводит запись и учит ребенка распознавать основные черты напряженной вокализации. После этого ребенок подсчитывает, сколько раз он прибегал к напряженной вокализации и сколько раз это делал логопед. Далее они повторяют эту игру несколько раз, но заменяют напряженную вокализацию ненапряженной или используют неголосовые заменители. Для устранения напряженной вокализации можно использовать 10-ступенчатую схему голосовой терапии.





Comments are closed.