Что такое афония и дисфония
Рубрика: Причины нарушения голосаАфония — это полная потеря голоса, в основе которой, как правило, лежат психосоматические нарушения [Lewy, 1963; McCaskey, 1948; von Leden, 1958]. В таких случаях говорят об истерической афонии. Дисфония представляет собой частичную потерю фонационной способности, она может протекать в легкой форме или проявляться почти полной потерей голоса. Isshiki, Katajima, Kojima, Harita (1978) установили, что при психогенной дисфонии голосовой аппарат не продуцирует никакого голоса или шума, даже несмотря на то, что голосовая щель во время попытки фонации почти полностью или полностью закрыта. Это может быть результатом чрезмерной ригидности голосовых складок, вызванной психическим напряжением, которая не дает им вибрировать. Дыхание при этом очень поверхностное и экспираторный поток воздуха совершенно недостаточен для фонации и даже для продукции какого-либо шума. Это состояние называют также функциональной, психогенной или конверсивной дисфонией. [Aronson, 1973]. По мнению Damste (1973), оно характеризуется следующими особенностями: внезапное начало и небольшая продолжительность дисфонии; до появления дисфонии голос остается нормальным, симптомы дисфонии непостоянны; дисфонии предшествует эмоциональный стресс или конфликтная ситуация.
Истерическая афония и дисфония
Brodnitz (1969) также отметил, что истерическая афония, как правило, начинается внезапно. Голос может пропадать в разные дни недели или в разное время суток. Отсутствие голоса является симптомом сильного эмоционального потрясения. Афония является способом ухода от решения сложной жизненной дилеммы [McCaskey, 1946]. Aronson (1973) отметил, что она возникает вследствие нервного стресса, тесно связана с психодинамичеокой реакцией больного на стресс и усиливается эмоциональными конфликтами.
Истерическая афония редко возникает у детей, не достигших подросткового возраста. Однако дисфония как симптом истерии встречается у детей довольно часто [Greene, 1972]. Barton (1960) описал синдром истерической дисфонии, которая варьируется от частичной до полной потери голоса. Он выделил особую форму дисфонии — «шепотную дисфонию», которая чаще всего возникает у женщин. Больные говорят прерывистым шепотом без охриплости, время от времени фонация становится нормальной. При ларингоскопии видны нормальные движения голосовых складок, нормальное их сближение и отсутствие какой-либо патологии.
У некоторых детей истерические состояния вызывают прогибание голосовых складок. В некоторых случаях при нарушении голоса, включая полную афонию, во время непрямой ларингоскопии выявляют прогибание и неполное сближение голосовых складок при фонации, что характерно для гипофункции, развившейся после гиперфункции; однако при кашле и смехе происходит нормальное смыкание складок [Lewy, 1963]. Brodnitz (1969) отметил, что очертания голосовых складок остаются нормальными, однако при длительной афонии они приобретают необычно белый цвет. При легком кашле видна хорошая аддукция связок.
При афонии, вызванной стрессом, повреждения складок возникают редко. Aronson (1973) и Van Riper (1972) также отметили, что при ларингоскопии часто видна хорошая аддукция голосовых складок во время вокализации и кашля, говорящая об отсутствии нарушений нервно-мышечного аппарата. Christopher, Wood, Eckert и соавт. (1983) наблюдали четырех женщин 14, 30, 31 и 68 лет и одного 14-летнего мальчика, у которых дисфункция голосовых складок проявлялась в форме астмы. Больные жаловались на внезапно возникающие приступы затрудненного дыхания и одышку. Всем им вначале был поставлен диагноз бронхиальной астмы, хотя специальные тесты дали отрицательные результаты. У всех пациентов строение и функция гортани были нормальными. Однако во время типичного приступа затрудненного дыхания происходила аддукция истинных и ложных голосовых складок. Голосовая щель сужалась и оставался только маленький просвет в заднем ее отделе. Черпаловидные хрящи оставались в латеральном положении и не сближались, а ложные складки имели тенденцию к сближению. Благодаря логопедической коррекции состояние больных изменилось к лучшему, их научили во время приступов и одышки отвлекать свое внимание от гортани и фазы вдоха и концентрировать его на активном выдохе с использованием мышц живота [Cooper, 1971а] и расслаблять мышцы рта и глотки [Anderson, 1977]. Данная методика в сочетании с коротким курсом психотерапии привела к быстрому сокращению числа и снижению тяжести приступов. На протяжении 3—21 мес наблюдения симптомы дисфонии отсутствовали.
Kellman, Leopold (1982) наблюдали 3 женщин в возрасте 18, 24 и 33 лет с редкой патологией — парадоксальными движениями голосовых складок. Эти движения прямо противоположны нормальным, т. е. при вдохе происходит аддукция складок, а при выдохе — абдукция. Это вызывает стридор, дисфонию, слабую фонацию, кроме того, больные не могут кашлять. Складки имеют обычный внешний вид. Это состояние считается функциональным нарушением и возникает обычно у молодых женщин, недавно перенесших инфекцию верхних дыхательных путей. Приступ обычно проходит через 72 ч. Если логопеду удается наблюдать такого пациента с парадоксальными движениями голосовых складок, то коррекция должна включать релаксационные приемы в сочетании с жевательными упражнениями, выработкой чистого ларингеального тона и последующим закреплением улучшенной фонации.
Murray, Carr, Jacobs (1983) наблюдали 5 подростков с функциональной афонией. Потеря голоса у этих детей продолжалась от нескольких дней до года. У всех 4 девочек были сходные проблемы: они ухаживали за младшими братьями и сестрами, плохо учились, испытывали трудности в общении со сверстниками. У мальчика возникла афония после того, как он наткнулся во время бега на провод и получил травму шеи и щитовидного хряща. После логопедической коррекции голос у этих детей нормализовался.