МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Как сами родители могут обследовать голос у ребенка

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Логопед, сам ребенок, учителя и родители могут использовать специальные карты для оценки голоса в различных местах: в лечебном кабинете, в классе, в спортивном зале, на игровой площадке, дома [D. К. Wilson, 1983]. Каждый компонент голоса нужно оценивать отдельно от других. Nation и Агат (1977) считают, что одномоментно следует оценивать только один компонент голоса, тщательно вслушиваясь в нарушения голоса; при их регистрации необходимо пользоваться описательной терминологией (т. е. писать гиперназальность, а не речь, характерная для расщелины неба). Другие параметры голоса, такие как голосовые манипуляции, провалы высоты тона, диплофония, можно записывать в раздел «комментарии». По некоторым пунктам карты в пятибалльную шкалу оценки тяжести включают дополнительные критерии или объяснения. Все карты обобщают, отмечая хорошие и адекватные параметры голоса и те параметры, которые нужно исправлять.

Для обследования состояния голоса больших групп населения логопед может использовать карту «Голосовой скрининг». В ее основу положена карта, разработанная Boone (1973, 1977). Boone (1980, 1983) разработал еще одну оценочную шкалу для проверки голоса. В нашей карте использована пятибалльная шкала тяжести нарушений, принятая в системе Баффало III. В первых четырех пунктах приведены основные параметры голоса и их нарушения, выраженность которых отмечают, очерчивая кружком соответствующую цифру — от 0 до 5, а пятый пункт — общая оценка голоса. В карте есть место для внесения дополнительных замечаний. Исследователь должен также обвести кружком слово «да» или «нет», означающее необходимость (или ее отсутствие) проведения контрольных обследований, указать примерные даты.

При голосовом скрининге желательно использовать следующие тесты:

1. Счет от 1 до 10;

2. Связная речь в течение 1 мин;

3. Чтение в течение 1 мин;

4. Протяжное произнесение гласных и, ю, а, э в течение 5 с. Если по одному из пунктов поставлен балл 2 или выше, то такого ребенка необходимо через некоторое время повторно обследовать, для того чтобы установить, насколько стойкий характер носит это изменение и следует ли принимать меры для его исправления.

Карта «Групповое поведение»

Необходимо получить образцы голоса в различных условиях. По мнению Milisen (1971), образцы должны быть получены в двух ситуациях: когда человек знает и когда он не знает, что его голос проверяют. Наблюдения следует проводить во время неформального общения небольших групп в классе и при большом скоплении людей [Irwin, 1965]. При непосредственном общении один на один ребенка и взрослого многие аспекты голосового поведения могут не проявиться. Хорошие образцы использования голоса ребенком можно получить при наблюдении за непринужденной, но тщательно спланированной игровой ситуацией. В одних случаях ребенку можно сказать, что его проверяют, в других — сделать это незаметно для него. Такой вид проверки мы называем наблюдением за групповым поведением. Во многих случаях для этого не обязательно прибегать к услугам логопеда.

Использование непрофессиональных наблюдателей

В школе наблюдение может проводить учитель. При использовании непрофессиональных наблюдателей их необходимо предварительно научить методике наблюдения. Наблюдателю не обязательно принимать непосредственное участие в групповых действиях. Однако желательно, чтобы он по возможности участвовал в них. Это позволит ему направлять действия детей, поощряя их к разговору, изучать различные параметры использования голоса.

В школах и клиниках можно легко проводить наблюдение за групповым поведением. Для этого вполне достаточно 45 мин. Группы формируют по возрастному принципу. Детей поощряют к активному участию как в спокойных играх, так и в шумных действиях. Для наблюдения за группой из 3—6 детей достаточно относительно небольшой комнаты. Наблюдение за большими группами можно проводить в просторных помещениях, спортивных залах или на открытом воздухе.

Карта для регистрации полученных данных показана ниже. Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале, где 1 означает норму, 5 — тяжелые нарушения, а 2, 3, 4 — переходные состояния от нормы к тяжелой патологии. Поведение маленького ребенка мы предпочитаем оценивать без родителей и вне класса, а где-нибудь в игровой комнате или в спортивном зале. Пункт 1 включает описание поведения в начальный период обследования. С ребенком, который уверен в себе, наблюдатель легко находит общий язык в отсутствие родителей и учителя. Застенчивый ребенок труднее идет на контакт с незнакомым человеком.

Описываются различная деятельность ребенка в течение определенного периода, игры в игрушки и обращение с различными предметами, его потребность в помощи, наличие или отсутствие тенденции к разрушительным действиям. В пункте 3 описывают его отношения со взрослыми и другими детьми. Для правильного заполнения пункта 4 наблюдатель должен тщательно вслушиваться в голос ребенка. Необходимо дать ответы на следующие вопросы. Соответствует ли высота голоса возрасту и полу, как она изменяется при увеличении громкости? Изменяется ли она соответственно увеличению громкости? Каков средний уровень громкости? Какой у ребенка голос: с придыханием, резкий, хриплый? Есть ли гипер- или гипоназальность? При выявлении отклонений от нормы в высоте тона, громкости, тембре или резонансе наблюдатель должен выяснить, как эти отклонения проявляются в различных условиях. Например, что происходит с хриплым голосом при повышении громкости, ухудшается ли он или становится более чистым. Отмечают любые провалы высоты тона и монотонность голоса в групповой ситуации. Пункт 5 — перенапряжение голоса — особенно важен при оценке группового поведения. Отмечают различные формы перенапряжения голоса: крик, вопль, визг, радостные восклицания, громкий разговор, чрезмерная болтливость, громкий шепот, напряженная вокализация, взрывная вокализация, твердая голосовая атака, реверсивная фонация, покашливание и кашель.





Comments are closed.