Карта «Голос» фонетической стороны речи ребенка
Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голосаНеобходимо тщательно отмечать следующие моменты: как много ребенок говорит, разборчивость речи, общая аккуратность артикуляции, ритм речи. В пункте 7 наблюдатель отмечает состояние слуха ребенка, т. е. его реакцию на шум и речь. В пункте 8 описывают уровень развития речи, т. е. указывают, насколько хорошо ребенок понимает, что ему говорят, может ли он выразить мысли соответственно своему возрасту, правильна ли его речь в грамматическом отношении, использует ли он жестикуляцию для общения. В пункте 9 описывают действия ребенка, которые отражают его способность к учебе. В пункте 10 отмечают координацию движений — грубых, например, ходьбу, бег, прыжки, удары ногами и более тонких, как-то: хватание, строительство сооружений из кубиков, рисование, вырезание, письмо. В пункте 11 наблюдатель отмечает общее впечатление о ребенке и описывает те аспекты поведения, которые были оценены по шкале тяжести в 2 балла и выше. В пункте 12 наблюдатель дает рекомендации по дополнительному обследованию ребенка.
Мы применяем эту карту для оценки нарушений голоса и для! определения основных направлений голосовой терапии. В этой главе представлены также специальные шкалы для оценки специфических нарушений голоса. В карте «Голос» используются: пятибалльные шкалы с равными интервалами, где 1 означает норму, а 5 — очень тяжелое нарушение. Карта состоит из 12 основных пунктов: ларингеальный тон, высота тона, громкость, носовой резонанс, ротовой резонанс, дыхательный объем, состояние мышц, перенапряжение голоса, темп речи, речевое напряжение, разборчивость речи, общая оценка голоса. Если данный критерий не отклоняется от нормы, то обводят 1. Если есть отклонения от нормы, то логопед обводит соответствующий описательный термин (они указаны) под большинством пунктов. Например, ток может быть определен как слишком высокий, тогда на шкале высоты логопед обводит цифру 2 или большую. Отметки нельзя ставить между цифрами. Аналогичная процедура применяется в отношении всех 12 пунктов. В конце карты отмечают три адекватные параметра голоса и три параметра, требующие улучшения.
Карта «Перенапряжение голоса»
Перенапряжение голоса оценивают с помощью специальной карты у тех детей, у которых в карте «Голос» перенапряжение было оценено в 2 балла или выше. В карте «Перенапряжение голоса» содержатся перечень 11 часто встречающихся форм перенапряжения, общая оценка степени перенапряжения и список из 3 форм перенапряжения, которые необходимо устранять. Ребенка необходимо наблюдать в различных ситуациях, чтобы всесторонне оценить перенапряжение голоса. Сюда входит наблюдение в классе, в группе детей, в спортивном зале, на игровой площадке и беседа с логопедом. Можно научить родителей пользоваться этой картой, с тем чтобы они могли оценивать голос ребенка в домашних условиях, во время игры на улице и в других ситуациях вне школы. Особое внимание следует обращать на разговор в шумной обстановке. Детей старшего возраста и подростков можно научить оценивать свой голос с помощью этой карты. Каждую форму перенапряжения оценивают по пятибалльной шкале. Если данная форма перенапряжения отсутствует, обводят цифру 1. При оценке конкретных форм перенапряжения учитывают их частоту и интенсивность. После оценки всех 11 форм выводят суммарную оценку перенапряжения голоса. Затем логопед указывает три основные формы перенапряжения, которые необходимо устранить.