Определения, которые логопед может использовать в процессе оценки перенапряжения голоса по системе Баффало III
Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голосаНапряженная вокализация заключается в голосовой имитации звуков, издаваемых машинами, грузовиками, самолетами и т. п. Это происходит во время игры или когда ребенок рассказывает об источниках шума.
Взрывная вокализация. Взрывное образование звуков чаще происходит во время игры, но иногда и при спокойном разговоре. Оно заключается в создании высокого давления воздуха в подскладочном пространстве при плотно сомкнутых голосовых складках и последующем внезапном их открытии во время грубой вокализации. У многих детей такое повышение давления в подскладочном пространстве проявляется отрывистой речью типа стаккато. Твердая голосовая атака. Твердая голосовая атака — наиболее часто встречающееся нарушение голосообразования [Flower, 1959]. Механические аспекты твердой голсовой атаки практически не отличаются от таковых при взрывной вокализации. Иными словами, во время атаки происходит повышение давления и затем внезапное высвобождение звука, но здесь это не так резко выражено, как при взрывной вокализации.
Тренированное ухо может выявить даже самую легкую степень твердой голосовой атаки [Luchsinger, 1965]. Isshiki и von Leden (1964) обнаружили, что при атаке совершенно отсутствует воздушный поток перед началом фонации. Werner-Kukuk и von Leden (1970) сняли на кинопленку и изучили вибрацию голосовых складок во время атаки. Сначала вибрация появлялась в средней части складок, через несколько циклов — в передней части и затем — в задней. Амплитуда вибрации быстро возрастает в начале атаки, что указывает на быстрое увеличение громкости фонации. В задней части голосовых складок амплитуда вибрации очень ограниченна, эта часть остается плотно закрытой.
Передние две трети складок быстро открываются, причем средняя часть открывается наиболее широко.
Erickson (1974) предложил анализировать твердую голосовую атаку, исходя из частоты ее возникновения в течение 1 мин чтения вслух, 1 мин непринужденного естественного разговора и при произнесении отдельных репрезентативных гласных.
Реверсивная фонация состоит в том, что звуки произносятся на вдохе. Она редко возникает во время обычного разговора или чтения и, как правило, появляется во время игры или какой-либо напряженной деятельности. У детей она возникает во время игры или имитации звуков поезда или грузовика [D. К. Wilson, 1968].
Первый чрезмерный и сильный кашель, а также энергичное и слишком частое откашливание — весьма распространенные формы перенапряжения голоса [Greene, 1972; Peacher, 1952; D. К. Wilson, 1966].
Разговор в шумной обстановке
Известно, что разговор в шумной обстановке приводит к перенапряжению голоса. Это происходит при прослушивании рок-музыки, во время езды в автомобиле, спортивных машинах, работы на тракторах и комбайнах.
При изучении нарушения голоса необходимо оценивать речевое напряжение. Эту карту заполняют на тех детей, у которых речевое возбуждение в карте «Голос» было оценено в 2 балла и выше. Применение карты «Речевое напряжение» может быть полезным для установления задач терапии при различных нарушениях голоса, включая узелки голосовых складок, дисфонию вследствие напряжения мышц и истерическую дисфонию.
Реверсивная фонация
Наша шкала базируется на работе Mulac и Sherman (1974), которые провели факторный анализ характеристик речевого напряжения. Они рассмотрели 18 факторов и показали, что 4 из них имеют важное значение для описания речевого возбуждения. Фактор фригидность, включает гипертензию мышц различных частей тела, например лица, кистей и предплечий, гримасы и подергивания, а также отсутствие мимики и соответствующей жестикуляции. Фактор II, ингибиция, проявляется монотонным бесцветным голосом, бесстрастным выражением лица и слишком тихим голосом. Фактор III, нарушение плавности, проявляется поиском слов, остановками речи, дрожащим или напряженным голосом, отсутствием слитности, заиканием, перерывами, тяжелым дыханием, паузами вокализации. Фактор i—у, возбуждение, включает ерзанье, покачивание, хождение из угла в угол, шарканье ногами, бегающие движения глаз.
По нашей пятибалльной шкале 1 означает норму, 2 —легкое, 3 — умеренное, 4 — тяжелое, 5 — очень тяжелое речевое напряжение. Четыре упомянутых фактора являются первыми четырьмя пунктами нашей карты, в пятом пункте дается общая оценка речевого напряжения. При оценке в 3 балла наблюдается умеренное нарушение речи, при 4 баллах — тяжелое, при 5 баллах — речь нарушена настолько, что затрудняет общение с другими людьми.