Основные направления голосовой терапии. Расписание занятий
Рубрика: Голосовая терапияМы убедились, что каждого ребенка с нарушением голоса необходимо обследовать строго индивидуально. В этой главе описаны основные направления голосовой терапии, в последующих главах будут представлены процедуры, применяемые для лечения конкретных нарушений голоса.
Наш подход к терапии нарушений голоса состоит в следующем. Мы выбираем такой аспект нарушения, который необходимо устранить в первую очередь и который, по данным обследования, поддается устранению. Затем мы пытаемся, как предлагал Perkins (1977), соединить частный и общий подходы к лечению в единое целое. В нашу реабилитационную программу входят такие общие приемы, как дыхательные упражнения, жевательные упражнения и релаксационные процедуры. Одновременно мы занимаемся частными проблемами, например, перенапряжением голоса и высотой тона.
В этой главе мы представляем схему индивидуальной и групповой голосовой терапии, правила заполнения голосовой тетради. Показана важность объяснения ребенку процесса голосообразования, причин возникновения нарушений, а также программы лечения. Кроме того, мы описываем здесь программу гигиены голоса, т. е. показываем, как добиться хорошего голоса и сохранить его и как научиться не перенапрягать голос.
Мы обсудим основную 10-ступенчатую методику голосовой терапии и методику тренировки слухового восприятия, составляющие основу лечения всех нарушений голоса. Будет рассмотрена роль негативной практики в голосовой терапии и разъяснены методы составления схемы голосового поведения. Будут также описаны специальные методы голосовой терапии, включая обучение методом проб и ошибок, лечение, направленное на улучшение коммуникативных способностей. Психотерапия и взаимная ингибиция.
Расписание занятий по голосовой терапии
Занятия проводят с каждым ребенком отдельно или с группой детей, подобранной в соответствии с типом и тяжестью нарушения. В течение первых 1—2 недель желательно заниматься с ребенком ежедневно. Travers (1983) предлагал проводить занятия в одно и то же время, чтобы дети, учителя и родители всегда помнили о нем. Расписание необходимо составлять с учетом расписания школьных уроков.
Базисная голосовая терапия состоит из двух стадий ;[D. К. Wilson, 1983]: 1-я стадия включает 10 пробных сеансов голосовой терапии по 30—45 мин каждый, 2-я стадия представляет собой основной курс голосовой терапии. В первой стадии уточняют прогноз н определяют дополнительные задачи и специальные процедуры, которые будут применять во второй стадии. Основной курс длится 2—5 мес. Мы согласны с Brodnitz (1977), который советовал не затягивать лечение. Число сеансов в неделю, как групповых так и индивидуальных, зависит от тяжести нарушения и наличия времени. Логопед должен внушить пациенту, что самостоятельные занятия ускоряют излечение. Мы рекомендуем пациенту проводить короткие самостоятельные тренировки как можно чаще. Подобной практики придерживаются и другие авторы. Например, при дисфункции гортани Peacher (1952) рекомендовал в течение первых 1—2 недель проводить 20 тренировок в день по 2—5мин. Moor (1971а) предлагал проводить короткие частые тренировки, не перегружая голоса. Он советовал делать это в течение последних нескольких минут каждого часа 6—8 раз в день, постепенно удлиняя продолжительность тренировок до 30 мин. Вторая стадия должна приводить к отчетливому улучшению голоса при всех разновидностях его нарушения.
Доброкачественные новообразования гортани, возникшие из-за травмирующих голосовых привычек, могут значительно уменьшиться или полностью исчезнуть. Должны резко уменьшиться функциональные нарушения, чрезмерная гиперназальность и другие нарушения резонанса. Голос больного с нарушением слуха должен стать чище и более приемлемым. Через 12 мес ребенка необходимо обследовать повторно. Это могут сделать ларинголог или другие члены бригады по лечению голоса. При узелках голосовых складок курс лечения занимает 4—5 мес [Peacher, 1952].
Каждый пациент, начав лечение, должен завести специальную тетрадь. Thurman (1977) считал, что логопед должен информировать ребенка о плане лечения и причинах назначения конкретных процедур. Это можно делать в виде краткого обзора перед началом сеанса, а можно объяснять значение каждой процедуры непосредственно перед ее проведением или в конце сеанса. Описание каждого сеанса вносят в тетрадь, там же отмечают задачи лечения, процедуры, достигнутые результаты и задания для самостоятельных занятий. Blonigen (1978, 1980) отметил особую важность ведения такой тетради для учащихся начальной и средней школ. В тетрадь вклеивают или рисуют различные картинки. Например, на одной странице можно поместить картинки, изображающие людей, перенапрягающих голос, а на другой —картинки с изображением правильного использования голоса: тихая речь, близкое расстояние между говорящими, использование различных «заменителей» речи — улыбок, мимики, жестов.
Самостоятельные занятия
В процессе лечения ребенку предлагают 3—4 вида заданий для самостоятельных занятий. Эти задания ребенок выполняет сам или с помощью родителей, учителей, друзей.
Для каждого вида заданий составляют отчет, который должен быть готов к следующему сеансу лечения. Для достижения хороших результатов ребенок или подросток должен активно и целенаправленно выполнять все пункты заданий. Вначале это строго контролируют родители или учитель, со временем он привыкает работать самостоятельно и сам отвечает за выполнение.