МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Психологические особенности детского организма

Рубрика: Особенности детского организма

Организм человека представляет единое целое, где органы и системы связаны между собой в тесном взаимодействии. Всю деятельность организма регулирует нервная система, которая подчинена коре головного мозга.

В младшем школьном возрасте заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга. Однако в функциональном отношении этот процесс еще продолжается. Его развитие осуществляется под влиянием учебных занятий в школе, которые требуют длительного напряжения, внимания, сосредоточенной умственной деятельности, заучивания и удерживания в памяти учебного материала, подчинения всей работы и поведения установленному в школе режиму и правилам.

В связи с этим происходит усиление процессов возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга во время разнообразной деятельности, улучшаются процессы дифференцировки. Все более увеличивается роль второй сигнальной системы (речи). В то же время первая сигнальная система в течение всего этого возраста сохраняет свое важное значение.

Восприятие детей в первые годы обучения в школе естественно страдает от недостаточного жизненного опыта и малого запаса знаний. Если до школы ребенок в большинстве случаев воспринимал только то, на что сам обращал внимание, с чем встречался в своей жизни и игре, то в школе он должен воспринимать то, что ему предлагает учитель в процессе обучения. Таким образом, восприятие младшего школьника имеет уже целенаправленный характер, поэтому оно постепенно углубляется и расширяется.

У детей этого возраста в восприятии есть такая особенность: они путают похожие предметы, придают им одинаковое значение. Например, в первом, и даже во втором классах дети иногда принимают цифру «6» за «9» и наоборот, изображение кролика за зайца и тому подобное. Неправильно делают те родители, которые сердятся на своих «несоображающих» детей. Лучше помочь им отметить то, что ускользает от их детского внимания при первом знакомстве с некоторыми вещами, и потренировать лишний раз в правильном восприятии этих предметов.

С первых дней занятий в школе большие требования предъявляются к вниманию ребенка: на протяжении всего ока он внимательно слушает учителя, выполняет его требования в школе и дома, т. е. внимание первоклассника направляется с определенной целью на тот или иной предмет.

Внимание к каким-либо объектам, которое вызывается определенной целью, называется произвольным. Процесс развития этого вида внимания очень длительный и сложный, поскольку требует от ребенка значительных волевых усилий на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Выпуская это из поля зрения, некоторые родители просто отчаиваются, когда в первые дни и месяцы школьной жизни их дети бывают невнимательны и забывчивы. Однако причин для серьезных волнений нет. Вам надо знать, что неумение ребенка сосредоточить внимание в течение длительного времени на определенных предметах явлениях в этот период вполне закономерно. Вы можете содействовать формированию внимательности сына или дочери, если в первые годы обучения будете помогать учителю, тренируя внимание своего ребенка. Не позволяйте детям относиться невнимательно к заданию. Требуя от ребенка внимательного отношения к делу, не забывайте одной особенности его внимания — узости объема.

Дети 7—10 лет не могут воспринимать несколько объектов одновременно. Им очень трудно сосредоточить свое внимание одновременно на 3—4 заданиях, даже связанных между собой и не очень сложных, по мнению взрослых.

Иногда родителей раздражает способность ребенка быстро отвлекаться от основного дела, неумение распределить свое внимание одновременно между двумя действиями.

— Ну что ты перестала есть? Ешь и слушай, что я тебе говорю, а то опоздаешь в школу,— сердится мать.

— Не смотри по сторонам, а пиши! — возмущается отец.

Но это только один из этапов развития внимания младшего школьника, который нельзя перепрыгнуть. Быстрее проходит его тот ребенок, которого в семье терпеливо обучают управлять своим вниманием, считаясь с его особенностями, создают необходимые рабочие условия для выполнения домашних заданий, играют с ним в игры, тренирующие внимание.

Внимание тесно связано с памятью, которая также имеет свои возрастные особенности. Младшие школьники, как и дошкольники, запоминают со всеми подробностями то, что им особенно понравилось, что их поразило или взволновало: яркий предмет, вещь, которую они желают иметь или видят впервые, стихи о любимых «понятных» предметах и вещах. Все это остается в их памяти непроизвольно. Однако с первых дней обучения возникает все большая потребность и необходимость в произвольной памяти, которую нельзя развивать без осмысливания того, о чем идет речь, без необходимого запаса слов, чтобы выразить мысль своими словами.

Осмыслить — это уметь отделить главное, основное от второстепенного, уметь расчленить и обобщить материал. Делать это без совета и руководства со стороны взрослых в таком возрасте очень трудно.

Психологические проявления младших школьников определяют черты их темперамента и характера. Однако, если темперамент человек приобретает от рождения, то становление характера и изменения в нем происходят под влиянием окружающей среды и воспитания. Темперамент может способствовать формированию одних необходимых черт характера и затруднять развитие других.

В младшем школьном возрасте характер ребенка только начинает формироваться, его первые признаки уже выразительно видят учителя и родители. Трудолюбие и лень, активность и безразличие к общим делам, доброта жадность, правдивость, честность и обман, скрытность, зазнайство, хвастовство и скромность — эти признаки характеризуют отношение детей к труду, к коллективу, к самим себе.

Воля в этом возрасте проявляется по-разному, и поэтому необходимо развивать волевые качества, связанные с преодолением трудностей — настойчивость, решительность, выдержку, умение сдерживать слишком бурное появление чувств, подчинять свои действия определенной воли.

Во время выполнения различных физических упражнений, участия в подвижных и спортивных играх создаются благоприятные условия для развития восприятия и памяти ребенка, воспитания трудолюбия, активности, правдивости и волевых черт характера. Улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение общей трудоспособности, которые достигаются в процессе физического воспитания, положительно влияют на улучшение работоспособности детей. Статистические данные показывают, что успеваемость младших школьников, которые систематически занимаются физической культурой спортом, значительно выше, чем у тех, которые не занимаются.


« Акселерация. Что это за явление? ||| »



Comments are closed.