МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Эпидемиологические исследования развития рака у человека

Рубрика: Профилактика рака

Недостаточность сведений о природе злокачественной клетки и о процессах, которые в норме регулируют тканевый рост, исключала возможность предупреждения злокачественного развития в ближайшее время, хотя теоретически это казалось возможным. Медицинское образование и надежды общества были поэтому сосредоточены на методах улучшения лечения и на ранней диагностике болезни, когда лечение может быть эффективным.

С тех пор ситуация радикально изменилась. Были открыты новые классы химических канцерогенов; некоторые из них оказались естественными компонентами окружающей человека среды и способны вызывать в эксперименте рак в органах, которые ранее считались малодоступными для воздействия. Теперь известно, например, что нитроз-амины, вводимые перорально, быстро вызывают рак пищевода, желудка или толстого кишечника. Грибы, подобные Aspergillus flavus, способны вырабатывать в продуктах питания, хранящихся в условиях повышенной температуры и влажности, метаболиты, небольшие дозы которых могут вызвать рак печени и желудка.

Алколоиды пиролизидина, содержащиеся в Senecio и других растительных семействах, вызывают рак печени, а орех саговника содержит вещество, которое потенциально способно вызвать рак толстого кишечника. Орех — случайная пища для человека, но открытие циказина, его активного начала, имело важное значение, так как на его примере было установлено, что существуют вещества, которые сами по себе безвредны, но которые в кишечнике животного с нормальной кишечной флорой образуют канцерогенное вещество. Но особое значение приобретает тот факт, что вирусы способны вызвать рак у очень многих видов животных, поэтому не исключено, что они могут вызывать некоторые виды рака и у человека.

Наряду с этим эпидемиологические исследования показали, что развитие рака у человека в гораздо большей степени зависит от условий его жизни, чем это предполагали раньше. Небольшое количество классических примеров опухолей, которые появлялись при интенсивном воздействии того или иного специфического профессионального фактора или были связаны с такой необычной привычкой, как курение сигар горящим концом в рот, постоянно пополнялось, и в некоторых случаях уже можно было установить, что частота возникновения рака снижается, когда условия работы или привычка меняются. Больше того, различия в заболеваемости в разных странах являются скорее правилом, чем исключением. Ни один вид рака, даже такой, который характеризуется умеренным распространением, не появляется всюду и всегда с одинаковой степенью частоты. Десяти или двадцатикратная разница обычна, а для некоторых локализаций рака она значительно больше. Иногда можно наблюдать эпидемию, по масштабам аналогичную эпидемиям инфекционных болезней, с той лишь разницей, что индукционный период может быть порядка 30 лет.

В результате взгляды изменились, и предупреждение рака можно сейчас рассматривать как практическую альтернативу его лечения. Мы, однако, еще почти не знаем механизма возникновения рака на клеточном уровне, и до тех пор, пока мы не узнаем этого, наши методы предупреждения могут быть неэффективными.

Этические соображения и фактор времени развития болезни делают невозможным получение экспериментальных доказательств на человеке, и поэтому врачу приходится руководствоваться данными экспериментов, осуществляемых природой, и результатами опытов на животных. Из этих двух источников доказательств те, которые вытекают из опытов на животных, представляют наиболее очевидные преимущества. Сфера возможностей здесь безгранична, и фантазия исследователя ничем не связана; более того, с помощью хорошей гипотезы и достаточно частой повторяемости результатов возможно получить убедительное доказательство связи между причиной и следствием.

Эксперименты на животных

Эксперименты на животных имеют, однако, то неудобство, что не позволяют точно воспроизвести условия жизни человека. Необходимость же ограничения количества экспериментов делает затруднительным исследование действия малых доз и слабых канцерогенных агентов. Больше того, аналогия — это ненадежный советчик. Животные различны по своей восприимчивости к развитию рака, и агент, весьма канцерогенный для одного вида, может быть малоэффективным или вовсе неэффективным для другого. Метилхолантрен, например, является одним из сильнейших канцерогенов; и все же его активность возможно не была бы замечена, если бы он первоначально был испытан на обезьянах; и мышьяк, который несомненно является канцерогенным для человека, никогда не обнаруживал канцерогенности в отношении какого-либо вида животных.

При этих обстоятельствах данные, полученные в результате эпидемиологических исследований, представляют особый интерес. Они позволяют предположить взаимосвязи, о которых никогда не думали при обычном методе лабораторной работы, и результаты таких исследований прямо относятся к проблемам болезни человека. Больше того, значительное количество лиц, подверженных риску заболеть раком, и интенсивное развитие медицинского обслуживания делают возможным учет даже относительно незначительных факторов воздействия.

Здесь имеется, однако, и неблагоприятный момент, крайне затрудняющий решение вопроса, что означают данные конкретные связи, и не дающий возможность отдифференцировать реальный эффект от вторичного и несущественного феномена. Несмотря на это затруднение, наблюдение над экспериментами Природы имеет большое значение для пополнения знаний о раке.

Практические мероприятия, основанные на полученной таким образом информации, в значительной степени устранили риск возникновения рака, обусловленный профессиональными вредностями в некоторых отраслях промышленности, и нет причины предполагать, что подобные меры не будут столь же эффективны и в других областях.






Comments are closed.