МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Карта «Голосовая диагностика». Проверка способности управлять ударением

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Для оценки просодических характеристик в английском языке используют слоги согласный — гласный (СГ), пары слов, пары существительное — глагол, а также наборы предложений. Просодию нужно исследовать у всех детей с нарушением слуха и в тех случаях, когда она нарушена. Borden и Harris (1984) выделили следующие просодические характеристики: ударение, интонация, продолжительность фонации. Ударение заключается в увеличении усилия, громкости, высоты тона или продолжительности. Интонация проявляется в вариации высоты тона, отражающей утвердительность предложения, вопрос и придающей речи эмоциональную окраску. Продолжительность отражает время, затраченное на произнесение гласных и согласных.

Для оценки просодии у ребенка логопед может воспользоваться материалами двух описанных ниже исследований. Garr и Osberger (1978) при обследовании глухих детей особое внимание обращали на ударение, интонации и паузы. Для тестирования просодии были использованы несколько предложений, например: иди сюда, У него есть большая собака, Я хочу увидеть это, У меня есть новая голубая шапка. Каждое из предложений можно изменять с помощью пунктуации или использования прописных букв. Ударение: ИДИ сюда или иди СЮДА. Интонация: Иди сюда? Пауза: Иди…сюда,. Sussman и Hernandez (1979) изучали просодические черты продолжительности, ударения и интонации у подростков с нарушением слуха. Продолжительность фонации гласных перед звонкими и глухими согласными проверяли с помощью следующих слов: бриг/крик, гроб/клоп, плед/омлет, шаг/рак, вид/кит.

Проверка способности управлять ударением

Способность управлять ударением проверяли с помощью чтения последовательных триад СГ. Ребенок должен был делать ударение на указанном слоге, например: па па па. Ударение также проверяли, предлагая ребенку воспроизвести голосом пары слов, например: инсульт — инсульт, рапорт — рапорт, экспорт — экспорт, или предложения типа Строитель будет строить дом. Способность контролировать интонацию проверяли с помощью предложений, которые необходимо было произносить с утвердительной или вопросительной интонацией: Маша идет в город. —Маша идет в город? Пете купили машину. — Пете купили машину? Саша съел свой суп. — Саша съел свой суп?

Мы предлагаем анализировать предложения, которые дети могут читать или повторять за взрослым. Маленькие дети могут повторять короткие предложения. Когда темп речи составляет два слова в секунду, а предложения состоят из 3 слов, дети в возрасте 3—9 лет делают меньше ошибок. Дети также меньше ошибаются, если взрослые читают с выражением, а не монотонно. Старшим детям можно давать более длинные предложения. Большинство детей справляются с этой задачей, дети в возрасте около 4 лет могут повторить предложения, состоящие из 6 слов, после того как взрослый человек произнесет их со скоростью 2 слова в секунду.

Можно оценивать небно-глоточную функцию с помощью глухих взрывных согласных, особенно п, так как аэродинамика произнесения этого звука прямо зависит от степени закрытия небно-глоточного клапана. Следует использовать предложение: Папа пьет пиво и слова папа, поп, хлоп, пан, пиво, попугай и т. д.






Comments are closed.