МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Лечение нейросенсорной тугоухости – препараты, используемые при лечении

Рубрика: Нейросенсорная тугоухость

Лечение нейросенсорной тугоухости является одной из важных проблем современной оториноларингологии, что объясняется ее социальной значимостью. Существующее многообразие рекомендаций по терапии данной патологии свидетельствует о сложности этой проблемы.

В процессе разработки лечения этого заболевания исследователи чаще использовали один лекарственный препарат, а в последующем стали их комбинировать. Н. В. Великоруссова (1952) у 160 больных с нейросенсорной тугоухостью применила стрихнина нитрат, который вводили подкожно в области сосцевидного отростка. Положительный эффект получен у значительной части больных. М. А. Хлечас (1975) предложил вводить стрихнина нитрат поднадкостнично также в области сосцевидного отростка.

Н. Е. Плотникова и А. А. Захаров (1969) сообщили об эффективности применения кокарбоксилазы, которая улучшает метаболизм в нервной ткани, снижает тонус сосудов, улучшает венозный отток и способствует увеличению насыщения перилимфы кислородом (В. А. Романов, 1973; Г. И. Эниня, Э. С. Смельтере, 1980).

Л. Фальтынек (1965) в эксперименте на гвинейских свинках установил, что восстановление кохлеарных потенциалов ускоряется при введении аденозинтрифосфорной кислоты. Это послужило основанием для применения этого препарата у больных с внезапно развившейся нейросенсорной тугоухостью. Автор наблюдал хороший эффект у 16 из 17 больных.

Значительное улучшение слуха у лиц с нейросенсорной тугоухостью при внутримышечном введении аденозинтрифосфорной кислоты отмечают многие исследователи (В. Н. Цуканова, 1966; А. Е. Евдощенко и соавт., 1967; М. С. Максимова, 1968; А. А. Захаров, 1969; Л. В. Егорова,

В. И. Захарина, 1970; Н. А. Преображенский и соавт., 1971; В. Я. Гапонович и соавт., 1974; И. А. Курилин и соавт., 1982, и др.).

Mori и соавторы (1971, 1973), Jakobi и соавторы (1977) наблюдали хороший эффект при внутриартериальном введении 80 мг аденозинтрифосфорной кислоты в сочетании со 150 ЕД гиалуронидазы и 8 г глюкозы в 50 мл изотонического раствора натрия хлорида. Mulch, Handrock (1979) наблюдали полное восстановление слуха у больного 20 лет с нейросенсорной тугоухостью, развившейся вследствие интоксикации героином, после введения в течение 3 дней пентоксифиллина.

Препарат повышает содержание аденозинтрифосфорной кислоты в тканях головного мозга, улучшает микроциркуляцию и реологические свойства крови. Morimitsu и соавторы (1975) применили при внезапной тугоухости аминотризоат. Почти полное восстановление слуха наступило у 17 человек. У 15 пациентов, у которых глухота сопровождалась головокружением, лечение было неэффективным.

Широкое применение при нейросенсорной тугоухости получили витаминные препараты: ретинол, тиамин, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферола ацетат, никотиновая кислота и ее производные (А. Л. Брудный, 1951; Н. А. Васильев, 1965; Н. В. Великоруссова, 1965).

Byl (1977) наблюдал благоприятные результаты при назначении преднизолона по 60 мг в сутки на протяжении 4 сут с последующим снижением дозы в течение 6 дней до отмены препарата. По данным И. А. Яшана и соавторов (1977), Ritter, Veit (1977), Boelen (1979), Mukherjee (1979), кортикостероиды в комплексном лечении больных с острой и подострой стадиями нейросенсорной тугоухости значительно повышают эффективность лечения. Kanzaki, Ouchi (1981) установили, что у 8 из 40 леченных ими больных с этим заболеванием был дефицит кортикостероидов в организме.

Lamm и Gerstmann (1974) применили для лечения 102 пациентов с острой и хронической нейросенсорной тугоухостью гипербарическую оксигенацию. Наилучшие результаты получены при внезапной потере слуха: из 45 больных слух нормализовался у 17, улучшился — у 24, остался без изменений — у 4. Положительные результаты в основном отмечены при давности заболевания до 6 нед. Гипербарическая оксигенация оказалась неэффективной у лиц с постепенно развившимся и хроническим поражением звуковоспринимающего аппарата, болезни Меньера.

И. М. Маерович (1974) считает, что нормализация аэробного метаболизма в ушном лабиринте может явиться решающим патогенетическим звеном в комплексной терапии больных с нейросенсорной тугоухостью. Его рекомендации применения гипербарической оксигенации основываются на том, что при повышении давления кислорода на 98,1 кПа плазмой крови переносится приблизительно 45 % кислорода, необходимого тканям, то есть в 10 раз больше, чем при дыхании воздухом, а при парциальном давлении 215,8 кПа необходимое количество кислорода организм получает полностью за счет кислорода, растворенного в плазме крови. При использовании этого метода терапии автор наблюдал восстановление слуха у 7/10 лечившихся только у Д больных контрольной группы.

Patte и Courtoy (1975) указывают на эффективность применения гипербарической оксигенации при поражении внутреннего уха во время декомпрессии у ныряльщиков.

Об успешном применении данного метода в комплексном лечении больных с нейросенсорной тугоухостью сообщили Н. С. Храппо и соавторы (1977), А. А. Горлина и соавторы (1980, 1983), В. М. Шевцов, Б. А. Фуникова (1983), Н. П. Константинова и соавторы (1984), И. Б. Солдатов и соавторы (1984), В. Р. Чистякова и соавторы (1987), Л. В. Чупий (1987), Goto и соавторы (1979) и другие исследователи. При этом они указывают, что гипербарическая оксигенация не только устраняет гипоксию, но и благоприятно воздействует на внутриклеточную регенерацию митохондрий, ускоряет процессы выведения ядовитых соединений, восстанавливает процессы газообмена и положительно влияет на рецепторный аппарат звукового анализатора.

М. Е. Кудрявцева и соавторы (1975) получили хорошие результаты при использовании иглорефлексотерапии. Другие авторы (Fairbanks и соавт., 1974; Rintelmann и соавт., 1974; Rosen и соавт., 1974; Madell, 1975; Quian и соавт., 1982), применяя иглоукалывание при лечении больных с нейросенсорной тугоухостью, улучшения слуха не наблюдали. И. Б. Солдатов и соавторы (1984), Е. М. Руденко, Л. Ф. Титаренко (1987) утверждают, что применение иглоукалывания при данной патологии способствует уменьшению субъективного ушного шума.

Bregulla (1970) наблюдал больную с внезапно наступившей двусторонней глухотой, у которой после однократной блокады звездчатого ганглия наступило полное восстановление слуха. Автор расценивает глухоту у нее как психогенную. Hang и соавторы (1976) применили блокаду звездчатого ганглия у 56 человек с внезапной нейросенсорной тугоухостью сосудистого или инфекционного генеза. При этом у 70 % из них слух значительно улучшился.

Knothe (1979) отметил, что блокада звездчатого ганглия у лиц с внезапной тугоухостью дает лучшие результаты, чем введение декстрана с папаверина гидрохлоридом.

Положительные результаты от применения блокад звездчатого ганглия в комбинации с другими методами лечения нейросенсорной тугоухости были получены Kugler, Stand-ziak (1973), Jacobsen (1974), Meuser, Dirlich (1976), Strauss, Kunkel (1977), Yoshida, Okomoto (1978). Недостатком блокады звездчатого ганглия является возможность осложнений в виде пневмоторакса, временной афонии вследствие травмы возвратного нерва, временной дисфагии на почве травмы блуждающего нерва, гематомы и остановки сердца (Hang и соавт., 1976; Staind и соавт., 1979).

Многие авторы при лечении нейросенсорной тугоухости применяли меатотимпанальную блокаду новокаином (Г. Б. Горбунова, 1975; И. Б. Солдатов, 1983), кофокаином (А. Я. Миркина, 1975) и другими веществами (Р. Н. Каюмова и соавт., 1982).

Согласно наблюдениям Alfoldy, Miriszlai (1963), положительный эффект меатотимпанальной блокады кофокаином (1 % раствор новокаина и 20 % раствор кофеин-бензоата натрия) обусловлен улучшением кровообращения в анастомозах между сосудами ушной раковины, среднего и внутреннего уха.


« ||| Избирательный мутизм – невербальная манера общения »



Comments are closed.