МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Метод измерения частоты основного тона

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Kelly и Sansone (1981) описали метод измерения частоты основного тона с помощью специального датчика, который очень прост в употреблении. Протяжное произнесение гласного записывают на пленку со скоростью 18,75 см/с. Отрезок пленки помещают на влажную губку; на оксидную поверхность пленки накладывают датчик. Вскоре на лицевой стороне датчика появляются вертикальные (поперечные) полоски. На поверхность датчика накладывают лекало длиной 2,5 см для подсчета полосок. Для получения значения частоты основного тона число полосок необходимо умножить на скорость записи.

ЧОТ можно определить с помощью разработанного Fairbanks (1960) индикатора. Ребенку дают прочесть отрывок примерно в 180 слов, который делят на 3 части по 60 слов. Первую часть ребенок читает с нормальной интонацией. Затем его просят постепенно сокращать тоновый диапазон, с тем чтобы к концу второй части он читал совершенно монотонно на присущей его голосу основной частоте. К концу третьей части он должен перейти к мычанию или пению на одной ноте, соответствующей основной частоте его голоса. Маленьких детей, которые не умеют читать, просят считать или повторять несколько раз знакомую им колыбельную песню или стишок. В качестве сигнала для снижения высоты тона логопед может использовать какой-либо жест. Логопед все это время наблюдает за показаниями индикатора. Во время снижения высоты тона стрелка индикатора едва колеблется. Среднее значение колебаний показывает ЧОТ. Чтобы получить достоверные результаты, всю эту процедуру нужно повторить несколько раз в разное время дня в течение нескольких дней. Измерения можно проводить этим же методом, но с использованием пианино или другого музыкального инструмента.

Schultz-Coulton (1975) установил, что при чтении частота тона значительно выше, чем при счете или устной речи, и рекомендовал использовать спонтанную речь для определения ЧОТ. Мы тоже рекомендуем использовать для этого спонтанную речь, если пациент может говорить плавно без остановок. Однако многие этого делать не в состоянии, и поэтому им лучше читать или считать. В заключение сравнивают показатели ЧОТ, полученные с помощью приборов, с соответствующими показателями, свойственными данному возрасту и полу.

В таблицах частоты тона представлены стандартные значения для лиц в возрасте 1—18 лет. Эти таблицы основаны на исследованиях, представленных в таблицах 3 и 4. Значения ЧОТ базируются либо на результатах одного исследования детей данного возраста, либо на результатах нескольких исследований, в последнем случае они являются средними. Группа 13-летних детей разделена на две подгруппы. Первая (13а) менее зрелая, вторая (136) более зрелая. Приемлемые границы (колонка 3) составляют приблизительно одно стандартное отклонение. Значения ЧОТ и приемлемых границ округлены до ближайших 5 Гц, так как это упрощает пользование прибором. Для соизмерения музыкальных нот и показателей в герцах используют таблицу Уэстфала [Westphal, 1952, цит. по Luchsinger, 1965]. Полезную диагностическую информацию можно получить путем проверки воздействия маскирующего шума на ЧОТ. Schultz-Coulon (1980) проанализировал ЧОТ у 71 больного с гипертензивной дисфонией во время чтения без наушников или с наушниками, через которые воспроизводился маскировочный белый шум в 100 дБ УЗД. Больные реагировали на шум увеличением ЧОТ на 4,0+1,5 полутона. У 37 человек с нормальной речью ЧОТ возрастала в значительно меньшей степени— на 3,0±1,7 полутона. Автор сделал вывод, что больные с гипертензивной дисфонией склонны к чрезмерному повышению ЧОТ в шумной обстановке, по его мнению, изучение голосовой реакции на маскировочный шум может быть полезным при диагностике дисфонии. После установления диагноза и проведения голосовой терапии высоту тона в шумной обстановке ему удалось снизить у 17 из 24 больных.

Мутация голоса у подростков

При обследовании подростка логопед должен отмечать мутационные изменения голоса. В период мутации голос мальчика может снизиться на целую октаву, а голос девочки — на 3—4 полутона.

Для исследования голоса подростков с задержкой мутации или неполной мутацией можно использовать тест с надавливанием по Gutzmann (1910) в модификации Brodnitz (1958а). Этот тест особенно удобен для оценки психогенных нарушений мутации голоса. У лиц с нормальным голосом надавливание па щитовидный хрящ во время фонации обычно приводит к начальному снижению высоты тона. Brodnitz установил, что при психогенном фальцете надавливание на щитовидный хрящ вызывает повышение высоты тона. После соответствующей терапии надавливание обычно вызывает снижение высоты тона у таких больных.

Прежде чем приступить к изменению ЧОТ ребенка, Van Riper (1963) рекомендует определить основные возможности высоты тона. Для этого: 1. Оценивают способность ребенка различать высоту тона. Логопед напевает или насвистывает две ноты, различающиеся на один тон, проверяя способность ребенка улавливать это различие. 2. Проверяют способность ребенка воспроизводить ту или иную высоту топа вслед за логопедом. 3. Определяют способность ребенка самостоятельно или в унисон спеть простую мелодию. 4. Исследуют способность ребенка воспроизводить повышение или понижение тона.

Если ребенок не может выполнить эти задания, нужно более тщательно изучить его способность различать высоту тона. Boone (1983) предложил использовать для этого магнитофонную запись различных по высоте тона пар звуков электронной музыки или голоса. Можно использовать также пианино или свирель. Автор считает, что проводить тренировки для различия высоты тона необходимо лишь в том случае, если человек не может различить две ноты, отстоящие друг от друга на 3 тона, например С4 и F4.






Comments are closed.