МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Карта «Голос при нарушении слуха» и Карта «Запись голоса»

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Эту карту применяют при обследовании детей с нарушением слуха. Если при заполнении карты «Голос» речевое напряжение, резонанс, перенапряжение голоса оценены в 2 балла и выше, то их следует более подробно описать с помощью соответствующих карт.

В карте «Голос при нарушении слуха» имеется 13 пунктов. Тщательно оценивают пункты 1, 2 и 3, обозначающие ларингеальный тон, высоту тона и громкость. В 4 пункте указывают тип резонанса: гиперназальный или гипоназальный, глоточной локализации, тупиковый. В пункте 5 оценивают состояние мышц гортани и шеи (гипертензия или гипотензия). Пункт 6 касается воздушной струи.

Больного просят произнести эхе несколько раз подряд, и логопед на слух старается уловить утечку воздуха [Metz et al., 1984]. В пункте 7 отмечают просодические характеристики: выразительность, ударение, ритм и интонацию. Пункт 8 — правильность озвучивания или неозвучивания фонем. Наличие постоянного озвучивания фонем, или по-другому — продолжительность фонации, должно быть отмечена особо. В пункте 9 описывают перенапряжение голоса, так как оно может быть связано с изменением ларингеального тона у людей с нарушением слуха. В пункте 10 отмечают темп речи, который измеряют по числу слов в минуту. В пункте 11 тщательно оценивают разборчивость речи. Пункт 12 касается приемлемости речи, которую определяют на основании общего впечатления от прослушивания голоса и речи (объяснение приемлемости речи см. на с. 136). В пункте 13 дают общую оценку голоса при нарушении слуха. В заключение перечисляют три адекватных параметра голоса и три параметра, требующих улучшения.

Карта «Запись голоса»

В процессе голосовой реабилитации делают три записи: в начале, в середине и в конце. Все образцы голоса и речи должны быть записаны на магнитофон или, если возможно, на видеомагнитофон.

Записи следует делать только на высококачественной аппаратуре. Записывать необходимо только голос обследуемого, так как присутствие других голосов мешает оценке. При записи не следует стараться контролировать ВОТ, громкости и темп, за исключением тех случаев, когда это указано в инструкции.

Схема записи голоса

1. Пациент должен назвать свое полное имя.

2. Пациент должен назвать день, месяц, год записи, а также день, месяц и год своего рождения.

3. Чтение вслух. Выбирают отрывок в 75 слов (соответственно возможностям пациента). Засекают время чтения и вычисляют число слов в минуту.

4. Связная речь. Записывают в течение 1 мин рассказ пациента о какой-либо картинке, путешествии или увлечении. Определяют темп речи так же, как и в пункте 3.

5. Просодические характеристики. Некоторые из них можно оценить в процессе чтения и связного рассказа. О способах оценки других специфических характеристик будет сказано в следующем разделе.

6. Разборчивость речи. Ее можно охарактеризовать в процентах при чтении вслух специального списка слов и предложений. Соответствующие материалы приведены в следующей главе {с. 176).

7. Отдельные речевые звуки. Для оценки ларингеального тона и резонанса записывают трехкратное произнесение звуков (каждый раз в течение 5 с). Обычно наблюдается увеличение спектрального шума при произнесении ребенком гласных начиная сии кончая э.

8. Слова и предложения. Для оценки того или иного нарушения используют специальные слова и предложения. Они представлены в следующем разделе.

9. Ларингеальный тон. Цель состоит в том, чтобы записать образцы ларингеального тока от чистого до грубого и образцы резонанса от неадекватного до адекватного. Ребенок сначала считает от 1 до 10 с различными громкостью, высотой тона и темпом. Каждую цифру нужно произносить полностью и четко.

Ребенок сначала считает в нормальном темпе, затем очень медленно и наконец с максимальной скоростью. При проверке громкости ребенка просят читать с нормальной громкостью, очень тихо, но не шепотом, очень громко, но не переходя на крик. Определяют частоту основного тона (ЧОТ), самый низкий и самый высокий тон в пределах голосового диапазона ребенка. Записывают смех, откашливание и реверсивную фонацию при произнесении звуков и, а и э.

В этом пункте записывают голос больного в процессе выполнения инструкции по коррекции голоса.

После проведения всех диагностических тестов логопед на основании полученных результатов заполняет карту «Голосовая диагностика». В верхней части карты записывают основную информацию о ребенке. Вписывают медицинский и голосовой диагнозы и отмечают тяжесть нарушения. Суммируют информацию о состоянии больного и его голоса. Записывают рекомендации и прогноз. В нижней части карты записывают результаты обследований. Если какой-то тест не удалось провести, ставят знак НП, чтобы подчеркнуть, что тест не пропущен. Отмечают результаты оценки высоты тона, громкости, темпа, ларингеального тона, максимального времени фонации, соотношения С/3 и респираторного давления. Также фиксируют тип резонанса, результаты артикуляционных тестов, данные спирометрии, манометрии, рентгенологического исследования, назофаринголарингоскопии, разборчивость речи. Во всех случаях отмечают результаты тестов по проверке способности к улучшению голоса и речи. Отмечают, была ли проведена запись голоса на магнитофон и видеомагнитофон.





Comments are closed.