Карта «Эффективность голосовой терапии»
Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голосаВ этой карте отмечают общую степень изменения основных параметров голоса. Записывают задачи терапии, которые были определены при обследовании. Устанавливают важность каждой задачи. Ставят даты проведенных контрольных обследований в графах А, Б, В. Эту карту хранят в истории болезни, а копию помещают в тетрадку ребенка. Перед началом лечения ребенка знакомят со степенью нарушений голоса и задачами терапии. Вскоре дети овладевают навыками оценки эффективности лечения. При установлении задач лечения и определении его эффективности могут быть полезными мнения родителей и учителей.
Здесь представлены материалы, предназначенные для записей голоса с целью измерения его параметров и контроля эффективности голосовой терапии. Дополнительные материалы даны в главе 7.
Если ребенок умеет читать, желательно записать образцы его чтения вслух. Для того чтобы логопед не отвлекался на незнакомый текст, а концентрировал все внимание на оценке голоса, необходимо всегда использовать один и тот же текст. Этот же текст используют и при проверке эффективности и лечения.
Связную речь в течение 1 мин можно записать, попросив ребенка рассказать о картинке. Особенно удобны картинки с изображением какого-либо действия. Образец связной речи можно записать, попросив ребенка рассказать что-нибудь по близкой ему теме, например, о каникулах, проведенных с семьей, любимом виде спорта или хобби. Culatta, Page и Ellis (1983) установили, что 5—6-летние дети способны связно пересказать прочитанный им короткий, полный событий рассказ. Leeper и Woodard (1978) обнаружили, что семилетние дети рассказывают более связно и быстро, описывая картинку, а не импровизируя на заданную тему. Авторы показали ребенку картинку и давали ему 1 мин для подготовки. Перед записью ребенок должен повторить рассказ несколько раз, пока речь не станет связной и в ней будет как можно меньше пауз.
Отдельные звуки
Необходимо изучить произнесение следующих гласных звуков: и, е, э, а, ю, у, о. Каждый звук ребенок должен произносить не менее трех раз в течение 5 с. Следует также записать согласные звуки, например: м, н, р, л.
Желательно записать устный счет от 1 до 10. Это нужно сделать дважды: сначала медленно и аккуратно, а затем как можно быстро, но четко произнося каждое число. Далее записывают счет на разных уровнях громкости: тихом, среднем и громком, а также на разной высоте тона: низкой, основной и высокой. Различие между образцами счета может усилить или выявить неправильное использование высоты тона и громкости, перенапряжение голоса, нарушение ларингеального тона или резонанса.
Mason и Crandstaff (1972) для получения образцов различных фонетических ситуаций (от начальное™ до полной неназальности) у людей с гиперназальностью предлагали им считать от 60 до 100. Они также предложили проверять, уменьшается ли гиперназальность, если человек считает от 1 до 10 с усиленными передними артикуляционными движениями. Если она уменьшается, то можно предположить, что привычное отсутствие работы передних артикуляторов является одной из причин небно-глоточной недостаточности. Warren (1979) оценивал резонанс на основании счета от 1 до 10 и от 60 до 70.