МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Магическая пуля

Рубрика: Туберкулез

Конечно, многие из вас знают о существовании ряда противотуберкулезных препаратов. Однако эти препараты были найдены не сразу. Их открытию предшествовали многие искания, бесчисленные эксперименты, годы раздумий и неудач. Бывали и просто удача, счастливые случаи. Немало крупных научных открытий сделана благодаря везению. В подтверждение я мог бы привести много примеров. Хотя бы случай с открытием палочки туберкулеза. Как знать, нашел ли бы ее Кох, если бы под рукой у него случайно не оказался флакон с везувином! Конечно, семена дают всходы только тогда, когда падают на взрыхленную почву. И было бы неразумным приписывать все открытия только воле случая.

Но вернемся к разговору о магической пуле, способной убивать микробов. Кто заронил мысль о противотуберкулезной возможности такой пули? Первым исследователем, научившимся избирательно убивать микробов, был немецкий химик Пауль Эрлих. Он, правда, всерьез не занимался туберкулезом, но первый выстрел по микробам был сделан им.

Эрлих родился в 1854 году. Окончив гимназию, поступил в высшую медицинскую школу. Учился, с точки зрения тогдашних педагогов, плохо, так как не считал нужным зубрить анатомию и латынь, предпочитая им то бактериологию, то патологическую анатомию. Но больше всего молодой Эрлих увлекался окраской тончайших срезов, сделанных со здоровых и больных органов. Окрашивая печень, взятую у умершего от туберкулеза, он задолго до открытия Коха видел возбудителей туберкулеза. Но просто не обратил внимания на них. Пренебрегая элементарными правилами осторожности, необходимой при исследовании трупов, он заразился туберкулезом, но чудом излечился.

Вскоре Эрлих стал главным врачом одной из берлинских больниц. Осматривая своих пациентов, он беспрерывно думал об одном и том же: Нельзя лечить больных вслепую, одним только хорошим уходом! Нельзя давать лекарства, которые лишь не вредят! Нужно лечить по-настоящему! Вспомните, читатель: то же самое говорил когда-то и Кох.

Мечтая о целенаправленном лечении каждого пациента, Эрлих каждый раз задумывался над тем, как убить микробы, вызывающие болезнь,— в те годы их считали единственной причиной всех бед. Думая, он мечтал. Мечтая, экспериментировал. И вот однажды Эрлих взял раствор метиленовой синьки и ввел его в ушную вену кролика. Попав в кровь, синька окрасила только нервные окончания. Размышляя над этим, Эрлих решил, что нашел вещество, избирательно блокирующее чувствительные нервы, а значит, устраняющее боль.

На этом цепь его логических размышлений не закончилась. Если есть краска, окрашивающая и блокирующая только одну из всех тканей живого организма, думал он, то несомненно должна быть и такая краска или химическое вещество, которое не отлагается в тканях, а окрашивает или просто убивает микробов. Больше того, не всех микробов, а именно тех, которые вызвали данную болезнь. Забегая вперед, скажу, что, испробовав более девятисот химических соединений, он нашел такое вещество и научился, не нанося вреда организму, убивать только спирохету, вызывающую сифилис. Но для нас сейчас важно другое: Пауль Эрлих доказал возможность избирательного влияния химического вещества на определенный вид микробов, находящихся не в пробирке, а в живом человеческом организме.

Да, Эрлих оказался прав. Но он был не одинок в своих исканиях. Еще в 1891 году химик Д. Л. Романовский — один из тех, чьими трудами заложен фундамент современной химиотерапии, писал: Ясно, что то вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшее деструктивное действие в патогенном агенте, и будет наилучшим specificum. Однако прошло еще немало лет и произошло немало событий, прежде чем такие вещества были открыты, испытаны в эксперименте и в клинике.






Присвоена метка:

Comments are closed.