МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Нарушения голоса, связанные с потерей слуха

Рубрика: Причины нарушения голоса

Нарушения голоса, связанные с потерей слуха, значительно варьируются в зависимости от типа и степени потери, а также от программы восстановления голоса, по которой занимается ребенок. Во многих случаях нарушения голоса так переплетаются с нарушениями артикуляции и речи, что невозможно описать нарушения голоса как таковые. Нарушения голоса и речи связаны с несовершенным и часто искаженным восприятием речи и голоса других людей, а также собственной речи. Miller и Madison (1984b) показали, что у 37 (14,9%) из 249 детей с нарушениями, речи были различные заболевания ушей. У детей с функциональной потерей слуха, за небольшим исключением, речь и голос не были нарушены. У детей с расщелиной неба или небно-глоточной недостаточностью, не связанной с явной расщелиной неба, чаще, чем у здоровых детей, встречается потеря слуха. Это значительно затрудняет общение с ними, так как нарушению голоса и речи, вызванному небно-глоточной недостаточностью, сопутствует и потеря слуха. Например, Potsic, Cohen, Winchester и Whitaker (1979) сообщили, что у большого числа больных, которым была показана хирургическая коррекция черепно-лицевых и челюстно-лицевых аномалий, при предоперационном аудиологическом и отологическом обследовании были выявлены нарушение проводящего компонента слуха и изменения среднего уха. Из 70 больных в возрасте 1—40 лет (в основном 2—21 год) у 36 отмечено нарушение проводящего компонента слуха, а у 34 слух был нормальным. Ни у кого не было сенсорно-нервных нарушений слуха. У 37 больных была выявлена различная патология уха: у 19 — секреторный средний отит, у 4 — тимпаносклероз, у 3 — деформация ушной раковины без микротии.

Изменения голоса

Calvert и Silverman (1983) установили, что изменения голоса и нерегулярность ритма представляют собой меньшую проблему, чем это считали ранее. Они относят это за счет обращения слишком большого внимания на максимальное использование остаточного слуха на всех стадиях развития. Ling (1975) считал, что нарушения голоса возникают в результате того, что слишком рано начинают придавать особое значение обучению артикуляции и уделяют недостаточно внимания управлению дыханием и ранней вокализации.

Более совершенные методы обучения могут уменьшить нарушения голоса, но не могут полностью устранить их. У детей с тяжелой потерей слуха обычно встречаются следующие нарушения голоса: придыхание, гиперназальность, гипоназальность„ слишком высокий голос (иногда фальцет), монотонность высоты, неправильное использование громкости голоса (иногда голос слишком громкий, иногда слишком тихий), слишком медленный темп речи, монотонность ритма и темпа речи, а также резкость, глухота голоса, изменения резонанса. Логопед должен помнить о том, что у ребенка с плохим слухом из-за возможных перегрузок голоса могут возникать узелки на голосовых складках [Arnold, 1965]. Привычка говорить высоким голосом может также привести к появлению узелков [Ling, 1976].

Некоторые из этих нарушений могут встречаться и у детей с умеренной потерей слуха. Обычно они не столь выражены. Silverman и Davis (1970) указали на нарушения голоса у детей с потерей слуха в 56 дБ и выше. Fuller (1970) показал, что у детей с плоской аудиограммой и пороговым уровнем выше 50 дБ, а также у детей с потерей слуха в 40 дБ и выше на низких частотах и еще большими потерями слуха на высоких частотах нарушается качество голоса. Irwin (1965) сообщил, что у 22% из 284 детей с нарушением слуха отмечалось и нарушение качества голоса.

Subtenly, Whitehead и Orlando (1980) выявили типичные нарушения голоса у студентов Национального технического института для глухих: неразборчивость речи, изменения частоты основного тона и управления высотой тона, нарушения скорости воспроизведения слогов, нарушение контроля расходования воздуха, изменение просодии, напряженность голоса, придыхание, ослабление голоса, нарушения глоточного и носового резонанса.

Последние достижения в терапевтическом и хирургическом лечении потери проводящего компонента слуха и успешное использование слуховых аппаратов позволили уменьшить частоту нарушений голоса и речи у больных с патологией слуха. Логопед должен быть осведомлен о том, что у больных с нарушением проводящего компонента слуха может быть слишком тихий голос. Это связано с тем, что его собственный голос достигает уха путем костной проводимости и кажется ему громким, в то время как фоновый шум кажется тихим.


« Перенапряжение как одно из главных причин нарушения голоса ||| »



Comments are closed.