МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Обследование разборчивости речи. Анализ частоты тона у ребенка

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Для оценки разборчивости речи записывают на пленку образцы произнесения короткого перечня слов и предложений. Образцы устного чтения, связной речи и отдельные предложения также используют для оценки разборчивости речи.

В этой главе более детально рассмотрена голосовая диагностика и приведены основные мероприятия, входящие в фазу I программы голосовой терапии. В ходе обследования измеряют физиологический диапазон частот и высоту основного тона (ВОТ). Оценивают громкость. Изучают и самым подробным образом описывают тембр голоса. Определяют максимальное время фонации (МВФ) и соотношение с/з. Исследуют особенности дыхания. Отмечают позу человека и особенно положение его головы и шеи. Для изучения небно-глоточной функции логопед может прибегнуть к специальным речевым и акустическим тестам и измерению давления воздуха в полости рта. Специально описывают и оценивают различные формы перенапряжения голоса. Отмечают чрезмерное напряжение мышц. Определяют темп речи, оценивают ее разборчивость. При обследовании больных с нарушением слуха применяют специальные тесты. В голосовую диагностику входит определение потенциальной способности пациента улучшить свой голос. При оценке голоса ребенка учитывают результаты общего физикального обследования, исследования ЛОР-органов, психический статус, слух, а также данные других обследований и тестов. На основании полученной информации составляют программу голосовой терапии и прогнозируют исход. Обследование завершают заполнением карты «Голосовая диагностика» системы Баффало III.

Анализ высоты (частоты) тона у ребенка

Какой должна быть частота тона у ребенка при чтении и обычном разговоре? Она должна соответствовать полу, возрасту и размерам тела ребенка, т. е. не быть слишком высокой или слишком низкой. Seymour (1975) сообщил о результатах оценки голоса 130 мальчиков в возрасте 6—8 лет. Средней эксперты считали частоту в 260 Гц. Частота в 350 Гц была ими расценена как чрезмерно высокая, а в 215 Гц —слишком низкая. Weismer, Schuckers и Ingrisano (1980) обследовали 17 мальчиков и 19 девочек в возрасте 4—5 лет. У мальчиков средняя частота была 272,69 Гц, у девочек —286,23 Гц.

Kent (1976) сделал обзор исследований, касающихся изменения частоты основного тона в процессе развития человека от новорожденного до взрослого. В первые три недели жизни частота несколько снижается, затем опять возрастает к 4-му месяцу и стабилизируется на одном уровне примерно в 5-месячном возрасте. Начиная с года и до трех лет частота тона быстро снижается. Затем происходит постепенное медленное снижение частоты вплоть до периода полового созревания в 11—12 лет. Половые различия в частоте тона появляются примерно в 11 лет, а к 13 годам становятся четко выраженными. У девочек частота основного тона в целом снижается чуть более чем на одну октаву, у мальчиков—на 2 октавы. Наиболее быстрое снижение частоты происходит в первые 4 мес, затем от 1 года до 3 лет и в 13— 17 лет.

Ingrisano и соавт. (1980) установили, что средняя точность определения по голосу пола 4—5-летних детей составила 70,7%. Основная частота у мальчиков была ниже, чем у девочек, однако ВОТ не была основным показателем, по которому отличали мальчиков и девочек. Bennett и Weinberg (1979а, 1979b) исследовали способность экспертов определять пол детей в возрасте 6—8 лет.

Среднее значение ВОТ для всех детей было 240 Гц (для девочек — 245 Гц, для мальчиков — 238 Гц). Были установлены различия в размерах голосового тракта, у мальчиков отмечались более низкая частота формантов F. и F2 и более узкий диапазон, интонации были одинаковыми. У мальчиков речь была более монотонной.

Во многих случаях приходится обучать ребенка адекватно использовать высоту тона, чтобы предотвратить травматизацию голосового аппарата. Поэтому перед планированием голосовой терапии необходимо тщательно проанализировать использование ребенком высоты тона и громкости. В частности, следует определить ВОТ и сравнить ее со средними значениями для данного пола и возраста.

Высоту голоса ребенка следует изучать при различной громкости голоса. Известно, что при усилении громкости высота тона возрастает и наоборот. Изучение высоты тона при громком разговоре может помочь выявить неправильное использование голосового аппарата. Если для вычисления оптимальной высоты тона данного ребенка используют высоту основного тона, измерения необходимо делать в различное время дня в течение 2 дней. Cooper и Yanagihara (1971) изучали изменение высоты основного тона в группе из 13 здоровых взрослых — 6 мужчин и 7 женщин в возрасте 21—50 лет. Каждого из них просили 3 раза произнести звук а в течение 5 с на самой низкой комфортной высоте тона. Исследование проводили утром, днем и вечером в течение 2 дней.

Почти у всех высота основного тона менялась в течение дня на 1—-3 полутона, причем у одних она снижалась, у других возрастала. У некоторых она повышалась днем и снижалась к вечеру. Аналогичное исследование провели Austin и Leeper (1975) на 7 мальчиках и 9 девочках с нормальным голосом (возраст от 9 лет 2 мес до 10 лет 11 мес). Дети трижды произносили гласный а в течение 5 с на наиболее низкой комфортной высоте основного тона утром, днем и вечером. Установлено, что высота тона менялась в течение дня и от дня к дню. У некоторых мальчиков высота основного тона изменялась в течение дня на два полутона. У девочек в целом высота тона снижалась от полудня к вечеру, у некоторых в течение дня на 3 полутона, а от дня к дню на 4 полутона.

Если ребенка попросить что-то рассказать или прочитать на удобном для него уровне голосового усилия, то будут меняться как громкость, так и ВОТ. Brown, Murry и Hughes (1976) отметили изменение от дня к дню уровней громкости и высоты тона у профессиональных ораторов. На протяжении 5 дней в одно и то же время (±30 мин) они произносили отдельные гласные звуки и предложения в течение 5 с, используя удобный уровень голосового усилия: трижды тянули а и и, а затем повторяли фразы: снова скажи а и снова скажи и. Результаты показали, что громкость голоса день ото дня менялась на 25 дБ, а ВОТ — приблизительно на 4 полутона. У одних ораторов параметры голоса менялись значительно, у других они оставались стабильными в разные дни. Исходя из всего этого, мы считаем, что результаты однократного определения высоты и громкости голоса ребенка могут быть недостаточно репрезентативными, и предлагаем оценивать стабильность и изменчивость высоты и громкости голоса путем исследования этих параметров в течение нескольких дней в разное время дня.

Высоту тона у ребенка необходимо оценивать с учетом результатов исследования гортани. Слишком высокая или слишком низкая ВОТ иногда способствует образованию узелков голосовых складок. Если высота тона нормальная и нет патологии гортани, которая могла бы быть связана с высотой тона, то отпадает и необходимость ее тщательного анализа.

Анализ высоты (частоты) тона проводят с помощью музыкальных инструментов и специальных измерительных приборов. Можно использовать пианино, гитару и другие инструменты. Клиницисты не всегда могут правильно оценить среднюю высоту основного тока детских голосов. F. В. Wilson, Wellen и Kimbarow (1983) обнаружили, что опытные клиницисты и неподготовленные слушатели могут уловить разницу в средней частоте основного тона, лишь когда она достигает 25,08 Гц. Поэтому для клинического анализа частоты тона используют специальные приборы.

Mueller, Adams, Bachr-Raese и Boss (1979) описали метод определения частоты основного тона. Протяжное с было записано на пленку со скоростью 18,75 см/с. Отрезок пленки длиной в 0,4 см обрабатывали на аппарате «Magnasee». Подсчитывали число бороздок каждого сегмента, умножали его на скорость записи и получали основную частоту. Эти авторы установили, что их результаты соответствуют данным, полученным с помощью акустических приборов. Leeper и Warr-Leeper (1981) использовали этот метод для обследования здоровых детей и детей с дефектами голоса и установили, что он информативен, достоверен и надежен.





Comments are closed.