МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Проведение психотерапии до голосовой терапии

Рубрика: Голосовая терапия

Многие дети с нарушениями голоса чрезвычайно активны, многие слишком агрессивны. Доброжелательное отношение логопеда к ребенку помогает ему лучше понять и быстрее изменить свое поведение. Некоторым детям перед началом или во время голосовой терапии необходимо проводить психотерапию.

Этот метод может быть особенно полезен при голосовом переобучении. Его описал Skinner (1953), рекомендуя использовать у детей с любыми нарушениями голоса, как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

При изменении поведения важно применять формирующие методики, помня, что конечный результат достигается последовательным и постепенным приближением к нему. Достигая вначале даже незначительного улучшения голоса, мы непременно подчеркиваем этот успех и обязательно поощряем ребенка. По мере усиления эффекта лечения наши требования возрастают.

Holland (1967) так описала два основных правила, касающихся приближения к цели: «1. Начинайте с такой формы голосового поведения, которую ребенок может полностью воспроизвести. 2. Двигайтесь вперед настойчиво и энергично маленькими шагами, дифференцированно подкрепляя каждый отдельный шаг и постоянно приближаясь к желаемому конечному результату». Она подчеркивала, что применение формирующих процедур должно быть не хаотичным, а проводиться по четко разработанному плану; каждый шаг должен быть тщательно выверенным и не слишком большим, чтобы всякий раз можно было добиваться реального улучшения.

Обучение методом проб и ошибок

Costello (1977) отметил, что ребенок не должен приступать к освоению нового, более трудного материала, пока полностью не овладеет предыдущим. Прежде чем перейти к очередному этапу, необходимо убедиться в том, что он правильно выполняет все требования предшествующих этапов. Costello отмечал также, если требования к ребенку постепенно возрастают и он дает все больше правильных ответов, то сам процесс обучения становится более легким и приятным.

Желаемое изменение может проявляться как уменьшением частоты случаев неправильного голосового поведения, так и увеличением частоты случаев правильного поведения [Brookshire, 1967]. Рассмотрим это на примере откашливания. Логопед ставит задачу — уменьшить число откашливаний за определенный период времени. Сначала определяют исходную частоту откашливаний. Например, ребенок откашливается 25 раз в течение 5 мин. Логопед предлагает ребенку в течение 5 мин откашливать не более, скажем, 20, 18, 15 раз и т. д. Такая программа постепенного уменьшения числа откашливаний в конечном итоге приводит к полному искоренению этой вредной привычки. Примером увеличения числа случаев правильного голосового поведения может служить вытеснение твердой голосовой атаки мягкой. В этом случае постепенно увеличивают число случаев мягкой атаки в течение определенного периода времени.

Belcastro (1979) описал несколько стратегических основ изменения голосового поведения: 1) Необходимо определить цель изменения поведения, четко перечислив те аспекты поведения которые следует изменить. 2) Необходимо регистрировать частоту тех или иных форм поведения. Все эти сведения следует вносить в таблицы и графики, которые дают наглядное представление о динамике поведения в процессе работы, направленной на его изменение. 3) Задания необходимо анализировать вместе с ребенком. Сложный аспект поведения нужно разбивать на маленькие подразделы и каждый из них отрабатывают отдельно. Такой подход значительно сокращает время, необходимое для достижения отдельной маленькой цели. 4) Следует подбирать наиболее эффективные методы закрепления навыков, усиления или ослабления конкретных аспектов поведения.

Эти положения можно проиллюстрировать следующим примером. Допустим, что конкретная цель изменения голосового поведения состоит в том, чтобы во время разговора ребенок находился на расстоянии 1 м от собеседника. Анализируя задачу вместе с ребенком, устанавливаем, что она довольно проста и заключается в определении дистанции и соблюдении ее еще до начала разговора. Определяем, что количественным критерием выполнения этой задачи является число раз соблюдения или несоблюдения этого правила. Используем две таблицы голосовой терапии, одну — для записи положительных результатов, другую — отрицательных. В первую колонку ребенок заносит исходные данные, полученные в первый день в разных условиях: в классе, спортивном зале, дома. На второй день также подсчитывают число случаев правильного и неправильного поведения, однако уже ставят задачу реже разговаривать при дистанции более 1 м. В конце дня ребенок сообщает логопеду результаты (например, 10 раз он находился на расстоянии не более 1 м от собеседника, а 3 раза — дальше 1 м). Таким образом, он получает 10 очков (обычно мы не вычитаем отрицательные результаты). Логопед поощряет ребенка, вознаграждая его за каждый правильный момент поведения. Ребенок продолжает вести счет на 3, 4 и 5-й дни. После пятого дня оценки должны быть только положительными, это указывает на то, что у ребенка не возникало попыток разговаривать, если расстояние до собеседника превышало 1 м.





Comments are closed.