МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Специальные дыхательные упражнения для детей с неадекватным контролем дыхания во время разговора

Рубрика: Упражнения для голоса

Если улучшения голоса удается добиться исправлением позы и обучением правильной вокализации, то к дыхательным упражнениям можно не прибегать. Однако многим детям с неадекватным контролем дыхания во время разговора необходимы специальные упражнения.

Riley (1948) описал комплекс дыхательных упражнений. Он предложил продемонстрировать детям различия между спокойным дыханием, дыханием при разговоре и глубоким дыханием.

Упражнения выполняют в положении стоя. Для детей младшего возраста он рекомендовал следующие упражнения.

1. Ребенок дует на перо, лежащее на поверхности стола.

2. На уровне рта ребенка держат лист бумаги. Ребенок дует на лист, заставляет его трепетать. Постепенно отодвигают лист от рта ребенка.

3. Ребенка просят вообразить, что он — пожарная машина. Он делает глубокий вдох и негромко издает звук, имитирующий сирену.

Для более взрослых детей автор предложил другие упражнения.

1. Ребенок делает равномерный медленный вдох, пока логопед считает до 10. Затем также медленно и плавно выдыхает, произнося а до счета 10. То же самое повторяют с у. Затем ребенок делает медленный ровный выдох, считая до 10.

2. Ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе тянет звук с.

3. Ребенок делает глубокий вдох и во время выдоха медленно произносит а—о—у.

4. Во время чтения отрывков текста ребенок делает вдохи в обозначенных наклонными линиями местах.

Connelly и соавт. (1970) описали дыхательные упражнения для детей с узелками голосовых складок. 1. Ребенка просят встать, положить руки на живот и выдохнуть, как будто он выдавливает воздух из воздушного шара. 2. Руки находятся на животе. Ребенок глубоко вдыхает, делая вид, что его живот — это воздушный шар, который наполняется воздухом. Его руки вместе с брюшной стенкой движутся кнаружи. 3. После того как ребенок научится этой манере дыхания, его просят считать во время выдоха.

Брюшное дыхание

По мнению Cooper (1977), необходимо практиковать брюшное, а не верхнегрудное дыхание. Для этого он предложил следующие упражнения:

1. Ребенок ложится на спину. Одну руку он кладет на грудь, другую — на живот.

2. Делает спокойный вдох через нос и выдох через рот. В процессе дыхания должна двигаться брюшная стенка, а не грудная клетка.

3. Ребенок повторяет упражнение, но на этот раз вдыхает и выдыхает в основном через рот. Живот должен быстро надуваться и медленно опускаться.

4. Затем эти упражнения проделывают сидя и стоя. Вновь приобретенные навыки дыхания необходимо скоординировать с оптимальной высотой тона, фокусировкой тона и комфортной громкостью. Сначала ребенок во время брюшного дыхания произносит простые слоги типа: ам—хам—один, ам—хам—два и т. д., затем отдельные слова, фразы, предложения и, наконец, переходит к обычной речи.

McClosky (1977) предложил комплекс упражнений для укрепления дыхательных мышц. Эти упражнения предназначены для концентрации внимания ребенка на тех мышцах, которые он использует для контроля дыхания. Во время пения и разговора грудная клетка должна спадать в фазе выдоха.

1. Ребенок наклоняется вперед, обхватывает колени руками и делает глубокий вдох, который он задерживает до конца упражнения. Затем, не поднимая головы и не распрямляясь, он поднимается на цыпочках и с силой втягивает мышцы живота. Затем, по-прежнему не выдыхая, он резко выпрямляется и подпрыгивает. При этом он должен почувствовать напряжение мышц спины. Теперь ребенок может выдохнуть.

2. Ребенок делает максимальный выдох, на который он способен. Затем с помощью одних мышц, не вдыхая, три раза раздвигает и сокращает грудную клетку с как можно большей амплитудой. Затем- ребенка просят сделать глубокий вдох и ощутить, как сильно выдвигается вперед брюшная стенка.





Comments are closed.