МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Дыхательные упражнения для хорошего голосообразования

Рубрика: Упражнения для голоса

1. Попросите ребенка поставить ноги на ширину плеч. Вес тела должен равномерно распределяться на обе стопы.

2. Попросите ребенка слегка согнуть колени и выпрямить спину. Колени должны быть расслаблены.

3. Попросите ребенка подтянуть ягодицы, затем напрячь мышцы живота, как бы готовясь говорить.

4. Попросите ребенка расправить грудную клетку и поднять плечи, затем спокойно вернуться в исходное положение.

5. Научите ребенка держать голову прямо. Голова не должна отклоняться вперед или назад, а подбородок должен располагаться параллельно полу.

6. Попросите ребенка расслабить лицо. Он должен почувствовать, что его нижняя челюсть, рот, лоб и виски расслабляются. Попросите его смотреть вперед, как будто он смотрит на пустое место.

7. Попросите его подумать о тишине. Подчеркните, что его тело должно быть расслабленным, но в то же время сохранять правильное положение и быть наготове. Предупредите его, что он не улыбался и не перемещал свой вес. В противном случае он должен вернуться в исходное положение.

8. Теперь ребенок готов к вокализации. Можно использовать различные упражнения для голоса, например, произнесение чистых тонов (гласных) или слогов согласный—гласный.

Мы обращаем серьезное внимание на дыхательные навыки у детей с нарушениями голоса. Зачастую мы выявляем плохую координацию речи и дыхания, хотя в момент молчания ребенок дышит нормально. Многие из этих детей, особенно дети с гипертензивными голосами, используют верхнегрудное (ключичное) .дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Этот тип дыхания проявляется напряжением мышц шеи и уменьшением дыхательной поддержки. В некоторых случаях дыхательные упражнения помогают ослабить напряжение мышц гортани и шеи [Hauth, 1961].

Kelman и соавт. (1975) отметили, что многие пациенты с дисфонией дышали неправильно, даже в то время, когда они не говорили, однако у других лиц с дисфонией дыхание не было нарушено. Lerman (1972) считал, что сначала нужно определить, достаточно ли хорошо дышит человек, чтобы обеспечивать дыхательную поддержку речи. Тем, у кого дыхание неправильное, например ключичное, показаны дыхательные упражнения.

Eisenson и Ogilvie (1977) отметили, что для хорошего голосообразования необходимо адекватное дыхание. Они отметили, что у большинства людей дыхание вполне достаточно для нормальной речи; но если есть показания к улучшению дыхания, ребенка необходимо обучить специальному диафрагмально-абдоминальному типу дыхания. Во время вдоха, если человек лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит, — выдвигаться вперед. На выдохе живот должен втягиваться. Эти авторы советовали избавляться от верхнегрудного и ключичного дыхания, так как оно часто приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч. Они отметили, что зачастую можно изменить и улучшить дыхание, используемое для вокализации, без концентрации внимания на дыхательной деятельности. Правильное положение тела и мягкая голосовая атака, как правило, обеспечивают хорошее управление дыханием.

Gordon, Morton и Simpson (1978) рекомендовали особые дыхательные упражнения, регулирующие ритмичность движений нижних ребер и диафрагмы, которые были разработаны для людей, страдающих дисфонией, связанной с нарушением дыхания.

Эти состояния в большинстве случаев вызваны доброкачественными заболеваниями. Авторы изучили дыхание у 200 больных с нарушениями голоса и у 40 здоровых людей. Они описали два типа неадекватной воздушной поддержки. Первый тип характеризуется высокой скоростью воздушного потока, коротким временем фонации и снижением ЧОТ. У этих больных при обследовании гортани обычно выявляют воспаление, отек или утолщение голосовых складок и недостаточное закрытие голосовой щели, что приводит к увеличению скорости воздушного потока. Второй тип имеет две разновидности. Первая характеризуется низкой скоростью воздушного потока, длительным временем фонации, а также чрезмерным повышением ЧОТ, которое, вероятно, появляется в пубертатном возрасте. Голосовые связки часто имеют дугообразную форму в результате резкого напряжения голоса. Вторая разновидность характеризуется низкой скоростью воздушного потока и гиперфункцией гортани. Для движения голосовых складок характерна длительная фаза смыкания, за которой следуют резкое раскрытие голосовой щели и взрывной выход воздуха. Голос у этих людей громкий и резкий, ЧОТ снижена, отмечаются признаки дикротической дисфонии.





Comments are closed.