МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



БЕРЕГИТЕ ГОЛОС РЕБЕНКА

Рубрика: Причины нарушения голоса
3.08.2024

Как часто можно наблюдать такую картину: маленький маль­чик или девочка едет с мамой в автобусе и разговаривает так громко, что его слышат все окружающие. Или во дворе ребята играют в мяч, их крик, визг слышен в .квартирах даже при закрытых окнах. Надо вызвать приятеля с верхнего этажа — скандируют хором. Ворвутся стайкой в автобус — стараются пере­кричать шум мотора. Да и в детском саду ребята далеко не всегда говорят спокойным голосом.

«Веселый ребячий гомон…» — нередко произносим мы умиля­ясь. Но не задумываемся: а хорошо ли, что ребята так громко кричат? И дело не только в том, что громко разговаривать, кричать — невежливо по отношению к окружающим. Этот шум вреден и для тех, кто его производит. Гортань растущего ребен­ка— довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны. Но о необходимости беречь голос вспоминают, к сожалению, редко.

В дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясня­ется тем, что усиленный рост гортани опережает ее развитие, а в период совершенствования ее функций задерживается рост. Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость ее тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные воз­растные периоды, особую чувствительность его.

В связи с этим — первое правило: никогда не кричите сами (исключительные случаи, которые в жизни не так уж часты,— не в счет) и приучайте ребенка говорить сдержанно. Каким образом?

Ну хотя бы отвечая ему «Не слышу!», когда он говорит слиш­ком громко. Ни в коем случае нельзя разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе. Не пытайтесь перекричать шум (на­пример, транспортный). Если нет острой необходимости сказать что-то немедленно, лучше подождать, пока шум не стихнет или вы сами окажетесь в более тихом месте.

Не перенапрягайте голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких. И не только в разгар болезни, но и когда дело пошло на поправку. Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности увлажняйте его — разведите цветы, если у ребенка нет к ним аллергии, оставляйте в открытом сосуде воду около спящего малыша. Учтите, что излишняя полнота ребенка отрица­тельно отражается и на его голосе.

И конечно же, особого внимания требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Приходится встречаться с фактами, когда родители разрешают детям петь дома «во весь голос» песни, предназначенные для исполнения взрослыми.

На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержа­щая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую обо­лочку горла, ухудшает голос. А о крайне отрицательном влиянии дыма при курении уже говорилось.выше. Замечено, что и употреб­ление пива взрослыми сказывается на голосе потомков отрица­тельно, причем у мальчиков нарушение голоса наблюдается рань­ше и чаще, чем у девочек.

Особо следует выделить дисгармонию голоса ребенка в период полового созревания. Изменение голоса, ломка его, объясняется диспропорцией роста органа и его функции. В период полового созревания начинается усиленный рост хрящевого остова гор­тани. У мальчиков гортань растет очень быстро и преимуществен­но в поперечном направлении, у девочек рост ее менее бурный и происходит преимущественно в горизонтальном направлении. В связи с этим мутация голоса у девочек протекает незаметно, а у мальчиков — бурно и ощутимо. У них возникают значительные нарушения голосовой функции: голос становится грубым, хрип­лым, монотонным. Мутация голоса происходит в возрасте от 11 до 14 лет, а ее продолжительность составляет от нескольких месяцев до 2—3 и даже 5 лет. Конечная стадия характеризуется заменой детского механизма голосообразования механизмом взрослого че­ловека.

Даже громкое чтение при этом должно быть запрещено. Если голос исчезает вовсе, требуется полное молчание в течение 2—3 дней; иногда разрешается говорить шепотом. При перегрузке го­лоса могут появляться узелки па голосовых складках.

Приведем некоторые средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса. При жжении и сухости в горле хоро­шее действие оказывает такое простое средство, как полоскание горла настоем ромашки, мальвы или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнат­ную температуру. С этой целью можно использовать и другие лекарственные травы или минеральные воды — шавницкую, бор­жоми, которые рекомендуется смешивать с теплым молоком (пол­стакана минеральной воды и полстакана молока). Детям, зани­мающимся пением, полезно пить сырые яйца, причем лучше не белок, а желток, есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например раститель­ного, по 2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не рекомендуются паровые ингаляции, слиш­ком горячие или слишком холодные напитки.

Само собой разумеется, что различные длительно протекающие заболевания гортани и носа ведут к нарушению голоса. В ряде случаев при этом многие процедуры оказываются неэффектив­ными, так как обнаруживается, что ребенок во время разговора дышит неправильно. Такому ребенку необходима «постановка ды­хания» и так называемая «постановка голоса».

Заметим, что правильным дыханием считается такое дыхание, при котором в момент вдоха грудная клетка расширяется ие только вперед и назад, но и в стороны, а выдох начинается с сокращения мышц живота и лишь после этого в дыхание включается грудная клетка. Путем последовательной тренировки отработать правильное дыхание нетрудно.

Что касается постановки голоса, то можно рекомендовать сле­дующее. Первое упражнение: надо пошире открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредото­чить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, конечно, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.) Ребенку нужно объяснить, как это делается:

— Открой посильнее рот. Трудно? Еще немножко. Язычок в глотке должен быть поднят вверх. Посмотри в зеркало. Вот так. Хорошо. Звук, который сейчас произнесешь, должен идти как бы в переднюю часть головы. Голос ты будешь ощущать глубоко в горле. Теперь нужно- помычать. Попробуй еще раз! Чувствуешь? Уже получается… Надо обязательно подбодрить ребенка.

Второе упражнение — «мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю часть головы) уже не коротких м, а слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноудар­ные и разиоударные слоги:

му-му-му-му                 мо-мо-мо-мо                 му-мо-му-мо

му-му-му-му                 мб-мо-мо-мо                 му-мо-му-мо

му-му-му-му                 мо-мо-мо-мо                 му-мо-му-мо

му-му-му-му                 мо-мо-мо-мо                 му-мо-му-мо

му-му-му-му                 мо-мо-мо-мо                 му-мо-му-мо

Третье упражнение более сложное — считать вслух на одном дыхании в уже упомянутой «маске».

Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3—4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался. Не горячитесь, если вначале не все по­лучается.

Затем, через несколько дней, новое упражнение — стихотвор­ный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку напоминайте постоянно).

Заключительный этап лечения состоит в рассказывании любого текста вслух (требования те же).

Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня. Разу­меется, что при всех видах нарушения голоса с целью профилак­тики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.

Постоянно растущий, находящийся в динамическом развитии голосовой аппарат дошкольника нуждается в бе­режном отношении. При злоупотреблении силой звучания утрачивается звонкость — важное качество голоса ребен­ка. При пении на крайних динамических уровнях появля­ются напряжение и функциональные расстройства голоса, вплоть до афонии (беззвучности).





Comments are closed.