МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Жевательные упражнения при гипертензивных нарушениях голоса различной этиологии

Рубрика: Упражнения для голоса

Жевательный метод эффективен при гипертензивных нарушениях голоса различной этиологии. Он является неотъемлемой частью программы улучшения голоса путем уменьшения гипертензии. С помощью этого метода можно добиться хорошей вокализации с подходящей высотой тона, не обращая непосредственного внимания на тембр голоса и высоту тона. Его можно использовать при мутационных нарушениях голоса.

Froeschels (1943, 1952) рекомендовал использовать жевательный метод для улучшения голоса у детей со сниженным, слухом и глухих детей.

Используя этот метод, необходимо обращать внимание на кинестезические ощущения, связанные с жеванием и улучшенным голосом, поскольку это способствует нормализации голосовых навыков. Beebe (1951, 1976, 1977, 1978) также считал, что жевательный метод позволяет улучшить голос детей с нарушением слуха. Ребенок совершает жевательные движения, как будто он жует пищу, после чего его обучают говорить, мысленно совершая жевательные движения. Благодаря этому движения мышц становятся более естественными и улучшается артикуляция. По мнению Beebe, обучение глухих детей вокализированному жеванию может устранить напряженный высокий голос и неестественную мелодию речи.

Жевательный метод использовали для нормализации голоса у детей с другими болезнями, такими как миастения, рассеянный склероз, сколиоз и церебральный паралич. Например, Skelly и соавт. (1971) применили его при работе с детьми, страдающими сколиозом, для уменьшения напряжения гортани и установления адекватного тонового диапазона.

Магнитофонные записи звуков, издаваемых при жевании, помогают выявить гиперназальность, являющуюся основным нарушением голоса у этих детей. На ранних стадиях лечения эти дети легче идентифицировали гиперназальность при произнесении во время жевания ничего не значащих звуков. Считается, что эта методика позволяет детям более точно оценивать свою речь.

Wyatt (1977) отметил, что пациенты по-разному относятся к жевательному методу. Раскрепощенные, экстравертные личности, например актеры, певцы и большинство детей, не испытывают затруднений при одновременном жевании и вокализации. Однако если человек чувствует себя неловко при выполнении этих упражнений в присутствии логопеда, он должен потренироваться дома и преодолеть эту неловкость.

Weiss (1971) подчеркивал важность того, чтобы ребенок не старался копировать число жевательных движений логопеда или их амплитуду. Ребенок не должен жевать в унисон с логопедом; ему следует развивать свою собственную манеру жевания.

Перед началом каждого этапа терапии логопед демонстрирует ребенку жевательные упражнения.

1. Ребенку объясняют, что он может говорить и жевать одновременно, используя одни и те же мышцы. Сначала его учат •одновременно жевать и дышать, а потом жевать и говорить. Попросите ребенка вообразить, что он жует кусок яблока. Не рекомендуется использовать жвачку или реальную пищу [Weiss, 1977]. Ребенок должен научиться чисто психологическому подходу к жевательным упражнениям вне зависимости от наличия чего-либо во рту. С другой стороны, Wyatt (1977) отмечал, что :на вводных занятиях можно давать ребенку пожевать маленький кусочек хлеба.

Ребенка просят жевать сомкнутыми или слегка приоткрытыми губами, совершая энергичные движения языком и губами. Во время этого упражнения ребенок должен особенно хорошо ощущать движения языка.

Ребенка просят пожевать «как дикарь» [Froescheles, 1943], открыв рот и энергично двигая языком и губами. Нужно обратить особое внимание на то, чтобы движения языка были очень активными. Weiss (1971) считал, что не следует культивировать жевание с закрытым ртом, а лучше тренировать небрежное жевание уставшего человека.

Теперь ребенка просят вокализировать во время жевания. Weiss предлагал попросить ребенка открыть рот и произнести нейтральный звук без всякой интонации и выражения. Wyatt считал, что нельзя просить ребенка вокализировать, пока он не научится спокойно жевать без усилий и напряжения. Лишь после этого он начинает произносить звуки во время жевания. Его просят жевать энергично, произнося самые разнообразные звуки, а не повторять монотонно несколько звуков. Weiss рекомендовал попросить ребенка сделать глубокий вдох и вокализировать, одновременно жуя во время максимального вдоха. Это повторяют по 5 раз на нескольких первых занятиях. На следующих занятиях число этих упражнений можно увеличить. Теперь ребенку можно показать, как «жевать» все типы гласных, не обращая внимание на высоту голоса. Затем следует постепенно перейти к коротким фразам типа я ем, я мою, я один. Ребенка просят попеременно переходить от произнесения во время жевания ничего не значащих звуков к коротким фразам и обратно. При этом тембр голоса не должен меняться и не должна появляться гипертензия голоса.

Во время первых занятий могут возникнуть затруднения при переходе от монотонной к варьирующейся высоте тона и громкости. При чрезмерной релаксации во время жевания может появиться гиперназальность, которой следует избегать.

Ребенка просят в течение нескольких секунд жевать и одновременно вокализировать, это следует делать примерно по 20 раз в день. Желательно, чтобы он при этом все время воображал, будто бы у него во рту есть пища. Вначале жевательные упражнения дома надо делать не более нескольких минут каждый час. Их можно делать стоя, сидя, во время ходьбы, сохраняя состояние общего расслабления.

По прошествии нескольких дней каждый сеанс вокализированного жевания должен заканчиваться громким чтением. Постепенно овладевая навыками «жевания цифр», ребенок переходит к «жеванию» слов в коротких предложениях, затем в более длинных и, наконец, к жевательному чтению и декламации стихов.

Теперь ребенок должен быть готов выполнить следующие упражнения [Wyatt, 1977].

1. Жевать во время вокализации.

2. Воображать, что он жует во время вокализации.

3. Зевать, затем вокализовано жевать.

4. Воображать, что он жует при произнесении фраз, концентрируя внимание на ощущении жевания слов.

5. Жевать фразы и затем короткие стихотворения на память. Затем выполняют другие упражнения, обращая особое внимание на вариации высоты тона и громкости.

1. Ребенок воспроизводит вокализированное жевание и произносит первые три строчки стихотворения на одном дыхании.

2. Ребенок зевает и произносит все стихотворение на одном дыхании.

3. Ребенок зевает, делает глубокий вдох и повторяет стихотворение на одном дыхании столько раз, сколько может.

4. Далее ребенок должен изменять высоту тона. Первую строчку он произносит низким голосом и затем от строчки к строчке повышает его. После этого он повторяет стихотворение, начав с высокого голоса и постепенно понижая его.

5. Теперь ребенок подготовлен к изменениям громкости. Он начинает читать короткое стихотворение тихим голосом, увеличивая громкость с каждой строчкой. Затем он делает обратное— начинает с громкого голоса и постепенно уменьшает громкость.

Мы успешно использовали жевательный метод для уменьшения гипертензии и получения хороших чистых тонов у детей с гипертензивными нарушениями голоса.

F. В. Wilson и Rice (1977) сообщили об успешном его применении для уменьшения голосового напряжения. При правильном применении он приводит к значительному уменьшению дисфункции гортани и нормализации высоты тона [Wyatt, 1977]. По нашему мнению, жевательные упражнения необходимо включать в программу голосовой терапии в тех случаях, когда основной ее целью является уменьшение голосовой гиперфункции. Они помогают нормализовать высоту тона и сбалансировать ротоносовой резонанс. Мы обнаружили, что жевательные упражнения могут доставлять детям удовольствие, но нельзя допускать, чтобы дети доводили их до абсурда.


« Определение охриплости или аспирационных оттенков голоса. Фонационный тест ||| Нарушение голоса при перенапряжении »



Comments are closed.