МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Достижение сбалансированности мышечного тонуса при помощи голосовой терапии

Рубрика: Упражнения для голоса

Для достижения сбалансированности мышечного тонуса пользуются 10-ступенчатой схемой голосовой терапии.

1. Я знаю правило, касающееся мышечного напряжения при разговоре.

2. Я могу сказать, когда у других людей возникает мышечный дисбаланс.

3. Я могу сказать, когда у других людей мышечный тонус сбалансирован.

4. Я знаю, как звучит мой голос, когда мой мышечный тонус сбалансирован, и чувствую это.

5. Я знаю, как звучит мой голос, когда у меня возникает мышечный дисбаланс, и чувствую это.

6. Я знаю, в каких ситуациях у меня возникает мышечный дисбаланс.

7. Я знаю, в каких ситуациях мой мышечный тонус сбалансирован.

8. Я могу говорить с нормальным мышечным тонусом некоторое время.

9. Я могу говорить с нормальным мышечным тонусом большую часть времени.

10. Я могу говорить с нормальным мышечным тонусом все время.

Логопед объясняет ребенку необходимость избегать мышечного напряжения при разговоре (1-я ступень). Затем он показывает ребенку разницу между гипертензивной манерой говорить и желаемой, которую мы обычно называем «спокойным голосом» (2-я и 3-я ступени). Перед тем как приступить к 4—10-й ступеням, необходимо научить ребенка добиваться сбалансированности мышечного тонуса. Для этого существуют специальные методы уменьшения общего напряжения тела и отдельных его частей — гортани, шеи и плеч. Основными процедурами, способствующими уменьшению гипертензии гортани, являются: 1) обучение позам; 2) дыхательные упражнения; 3) релаксационные упражнения; 4) упражнения для уменьшения мышечного напряжения; 5) жевательные упражнения; 6) упражнения на растяжение мышц; 7) упражнения «тай чи»; 8) биологическая обратная связь.

Обучение позам

Для снятия гипертензии наружных мышц гортани и глотки у больных с узелками голосовых складок можно использовать обучение правильным позам [Van Riper, Irwin, 1958].

McClosky (1977) предложил следующие способы достижения правильных поз.

1. Попросите ребенка встать прямо, одну ногу отставить чуть вперед и в сторону, немного согнуть пальцы ног, как бы хватая пол.

2. Попросите ребенка слегка опереться спиной о стену, так,, чтобы пятки находились на расстоянии 5—10 см от плинтуса. Затем он должен постепенно подвигать пятки к плинтусу, не отрывая спины от стенки. Поза правильная, если ребенок пятками касается плинтуса, а небольшим участком спины — стенки. Убедитесь, что колени у ребенка расслаблены.

3. Попросите ребенка сесть на стул с прямой спинкой лицом к ней. Ребенок кладет руки на спинку, а ноги ставит на пол так, чтобы пальцы стоп находились на одной линии со спинкой. Ребенок должен сконцентрировать внимание на нижней части спины, вытягивая мышцы вверх. При этом упражнении вытягиваются мышцы таза и поднимаются нижние ребра. McClosky считает, что перечисленные упражнения позволяют ребенку научиться подсознательно контролировать механизм дыхания.





Comments are closed.